Субъекты и участники международных инвестиционных правоотношений. Трансграничный инвестиционный фонд как субъект инвестиционных отношений. Европейские фонды социального предпринимательства

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Принцип национального режима. Правоспособность иностранных физических лиц. Юридические лица в международном частном праве, понятие статута. Правовые основания допуска юридических лиц на территорию иностранного государства. Применение принципа контроля.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2013

    реферат , добавлен 27.12.2011

    Допуск иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства. Личный статут (закон) юридического лица. Критерии определения его национальности. Особенности правового положения иностранных инвесторов в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2015

    Предпосылки для возникновения правоотношения. Субъекты права и участники правоотношений. Понятие правового статуса. Правосубъектность физических и юридических лиц, их правоспособность и дееспособность. Содержание правоотношения. Юридические факты.

    реферат , добавлен 08.05.2010

    Понятие иностранного гражданина и лица без гражданства. Общие вопросы правового положения иностранцев. Место жительства иностранного лица. Виды правовых режимов, применяемых при определении правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2013

    Понятие юридических лиц по законодательству Республики Разахстан. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений. Коммерческие и некоммерческие организации. Основания и последствия прекращения членства в кооперативе.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2015

    Понятие и основные элементы правового режима иностранных инвестиций (ИИ). Правовые механизмы допуска иностранных инвесторов к осуществлению инвестиционной деятельности в РФ. Система, структура и содержание международно-правового регулирования ИИ.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2018

Субъектами инвестиционных правоотношений могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

Инвесторы – субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств в форме инвестиции и обеспечивающие их целевое использование.

Инвесторами могут быть органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами, юридические лица всех форм собственности, международные организации и иностранные юридические лица, физические лица – резиденты и нерезиденты.

Субъекты, осуществляющие вложения, в нормативных актах и специальной литературе именуются по – разному: вкладчики, дольщики, акционеры, инвесторы и т. д. Так, в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранные инвесторы определяются как «иностранные юридические и физические лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, которые вправе осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации». Относительно того, какое содержание следует вкладывать в понятие «инвестор» и в чем отличие инвесторов от иных субъектов гражданского оборота, в литературе пока нет единства мнений.

Тот факт, что субъект становится инвестором, когда он размещает капитал в производство в качестве средства получения им дохода и тем самым ожидает получение указанного дохода, как правило, признается всеми специалистами. Расхождения начинаются, лишь только речь заходит о том, кем и каким образом может быть получен доход от использования вложенных средств, какова степень участия инвестора и должен ли (вправе ли) он вообще участвовать в этом процессе. Зачастую в литературе в качестве инвесторов признают только тех лиц, кто реально участвует в производственном процессе использования инвестиций либо обеспечивает их целевое применение, в силу чего он вправе принимать участие в прибылях, полученных от использования инвестиций. Такое понимание роли инвестора основано на нормах Закона об инвестиционной деятельности 1991 г., в котором инвестором признается лицо, осуществляющее вложение средств в форме инвестиций в предпринимательскую и иные виды деятельности и обеспечивающее целевое использование инвестиций. В нормативных актах часто происходит отождествление фигуры инвестора и предпринимателя. Однако в действительности различия между ними весьма существенны.

Как справедливо отмечает Г. В. Цепов, «контроль за целевым распоряжением средств – это право инвестора, но не составляющая его статуса» . Добавим, что инвестор лишен возможности не только участия в использовании инвестиций, но и, как правило, в большинстве случаев права контроля за деятельностью организатора. Становясь акционером, физическое или юридическое лицо не участвует в предпринимательской деятельности, которую осуществляет общество, и тем самым «поручает» акционерному обществу использовать вложенные им средства. Участник компании, который не является учредителем и не участвует непосредственно в управлении компанией, не может быть признан предпринимателем . «Функционирование акционерных обществ, – справедливо отмечает В.

Ф. Яковлев, сопряжено с использованием «чужих» средств, принадлежащих инвесторам (акционерам), и их интересы могут быть серьезно нарушены…» . При долевом участии в строительстве многоквартирного дома застройщики управляют средствами инвесторов – дольщиков на основании договоров о долевом участии и т. д. Думается, не случайно Закон о защите прав инвесторов именует инвесторами физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, что вытекает из статьи 1 нормативного акта.

Ранее при рассмотрении характерных черт инвестирования было определено, что инвестор вправе получать часть прибыли (дохода) не в силу факта участия в ее создании, а в силу наличия соответствующего правоотношения между ним и лицом, получившим инвестиции. Наличие этой правовой связи обеспечивает ему возможность требовать соответствующих выплат (получать иные материальные блага). Представляется, что это отправная точка в понимании как правового положения инвестора, так и сущности инвестирования вообще. Инвестирующий средства субъект может рассчитывать на дополнительную защиту только в том случае, если он не имеет возможности участвовать в процессе создания возможного будущего дохода. Если субъект обладает возможностью принимать участие в управлении юридическим лицом, предприятием и осуществлять прямой контроль над ним, например, обладая контрольным пакетом акций, то он в состоянии сам защитить свои вложения, а значит, он не является инвестором, и в придании ему особого статуса, отличного от иных субъектов, нет необходимости. Инвестор же, напротив, нуждается в специальных механизмах обеспечения реализации своего интереса, специальном статусе, нормативном его закреплении.

Согласно так называемой доктрине покупки бизнеса, выработанной судебной практикой США, являющейся развитием последнего из элементов теста Хови, приобретение пакета акций, дающих право на управление компанией (как правило, 40 и более процентов акций акционерной компании), не является для покупателя приобретением эмиссионных ценных бумаг (securities), т. е. не вписывается в схему инвестиционного контракта. Американские суды отмечают, что покупатель в этом случае приобретает право управления компанией, и получение возможной прибыли уже не зависит исключительно от усилий других лиц. Такие сделки характеризуются как приобретение имущества предприятия (assets). При этом обращается внимание не на то, что являлось непосредственно предметом сделки, а на конечный результат сделки – приобретение предприятия, «покупка бизнеса». Для покупателя это означает, что, если предприятие, которое он фактически приобрел через покупку акций, окажется не столь успешным, как ожидалось, он не сможет расторгнуть сделку купли – продажи акций на основании норм Securities Act, так как результаты деятельности предприятия теперь зависят только от самого покупателя и, значит, он приобрел не securities, а предприятие. Соответственно, риск потери вложенных в это общество средств вследствие неверного или неправомерного решения для такого субъекта отсутствует.

Как следует из Закона об инвестиционной деятельности 1991 г., в качестве инвесторов могут выступать любые субъекты гражданского права, в том числе иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Вместе с тем относительно возможности участия отдельных субъектов в инвестиционных отношениях в качестве инвесторов в нормативных актах установлен ряд ограничений:

1) не могут быть участниками хозяйственных обществ государственные и муниципальные органы, если иное не установлено законом (ст. 66 ГК РФ). Такое ограничение в литературе объясняется тем, что названные органы могут «использовать преимущества своего публичного правового положения, и тем, что государственный орган, внося вклад в уставный капитал, отчуждает имущество, которое не принадлежит этому органу», с чем нельзя не согласиться;

2) учреждения, финансируемые собственником, могут быть инвесторами только с разрешения собственника, если иное не установлено законом (ч. 4 п. 4 ст. 66 ГК РФ). При этом право учреждения самостоятельно распоряжаться средствами, полученными от разрешенной предпринимательской и иной деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ), нельзя рассматривать как разрешение на участие в хозяйственных обществах, поскольку оно не снимает прямого запрета и не создает иной правовой режим участия учреждений в хозяйственных обществах;

3) статья 66 ГК РФ предусматривает, что законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных обществах, за исключением открытых акционерных обществ;

4) займодавцами по договору государственного займа могут быть только физические и юридические лица (ст. 817 ГК РФ).

Возможно объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности. Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором между ними.

На практике выделяют два вида инвесторов :

институциональные инвесторы – это специалисты, которые профессионально управляют чужими деньгами. Их нанимают финансовые учреждения, например банки, страховые компании, взаимные и пенсионные фонды, а также крупные нефинансовые корпорации и в редких случаях – частные лица;

индивидуальные инвесторы распоряжаются личными средствами в своих финансовых интересах. Индивидуальный инвестор чаще всего заинтересован только в том, чтобы свободные деньги принесли ему прибыль, которая станет источником дохода по выходе на пенсию или же обеспечит финансовую стабильность его семье.

Гражданская право– и дееспособность иностранных юридических и физических лиц, а также их право совершать инвестиции на территории Российской Федерации определяются в соответствии с законодательством государства, в котором такие лица учреждены или проживают либо гражданами которого являются. Остается неясным, в соответствии с законодательством какого государства должны решаться указанные вопросы в отношении лиц, имеющих двойное гражданство.

По сравнению с действовавшим прежде Законом РСФСР 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР» иностранными инвесторами уже не могут быть российские (ранее – советские) граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, даже если они, как предписывал прежний закон, были зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства.

Необходимо также отметить, что критерий определения правоспособности иностранного юридического лица в соответствии с законодательством его местонахождения сменился критерием места его учреждения. Как известно, местонахождение организации не всегда совпадает с местом ее учреждения. Поэтому последний критерий, на наш взгляд, более определенный. Кроме того, по сравнению с прежним законом были уточнены условия предоставления статуса иностранного инвестора международным организациям и иностранным государствам. Международная организация получает право осуществлять инвестиции на территории России в соответствии с международным договором, а иностранное государство – в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

Согласно пункту 6 ст. 4 Закона 1999 г. российская коммерческая организация наделяется статусом коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня сама коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законом.

Коммерческая организация лишается упомянутого статуса со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных участников – в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные Федеральным законом. С учетом имеющегося в российском законодательстве многообразия организационно – правовых форм коммерческих организаций следовало бы уточнить понятия вхождения иностранного инвестора в состав участников и его выхода из состава участников такой организации. По – видимому, в любом случае им должен быть момент государственной регистрации количественного или качественного изменения, произошедшего в составе организации.

Одним из способов присутствия иностранных инвесторов на российском рынке является создание филиалов . Однако филиалы иностранных юридических лиц в Российской Федерации не признаются юридическими лицами и, следовательно, не считаются самостоятельными иностранными инвесторами. Льготы и ограничения на иностранных инвесторов распространяются непосредственно на головную организацию, которая несет имущественную ответственность по обязательствам в связи с деятельностью филиала.

В Законе 1999 г. содержится ряд положений, регулирующих деятельность российских юридических лиц с иностранным участием. На некоторые из данных норм необходимо обратить особое внимание.

Закон 1999 г. закрепляет основы государственной регистрации российских компаний с иностранными инвестициями (более подробно данная проблема освещена в третьей главе работы). В предшествующем законе процедура регистрации таких организаций регулировалась значительно более подробно (так, предусматривался перечень подаваемых для регистрации документов и др.).

Предшествующий закон устанавливал, что организация с иностранными инвестициями считается таковой, в случае если иностранный инвестор обладает более 50 % уставного капитала организации (оплаченного в рублях, что долгое время являлось единственно возможной формы оплаты, за исключением кредитных организаций). Действующий Закон предусматривает, что российская компания признается организацией с иностранными инвестициями со дня вхождения в ее состав иностранного инвестора, независимо от объема иностранного участия. С этой даты организация с иностранными инвестициями подлежит правовой защите и может пользоваться гарантиями и льготами, установленными Законом.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями пользуется гарантиями и льготами, предусмотренными статьями 8, 9, 16 Закона. Статья 8 содержит гарантию компенсации при национализации и реквизиции имущества такой организации. Статья 9 предусматривает гарантию от неблагоприятного изменения российского законодательства. В статье 16 указаны льготы по уплате таможенных платежей. Несомненно, возможность получения гарантий и льгот сделает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями привлекательным для российских коммерческих организаций. Можно предположить, что в дальнейшем российские организации займутся поиском потенциальных иностранных инвесторов с целью получения тех преимуществ, которые предоставляет рассматриваемый Закон. В первую очередь это относится к государственной гарантии от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации.

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые, модернизируемые основные фонды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно – техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Инвестор самостоятельно определяет объемы направления размеры и эффективность инвестиций, и по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной основе, в том числе через торги подряда физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций .

Законодательством Российской Федерации и ее субъектов могут быть определены объекты, инвестирование в которые не влечет за собой непосредственно приобретения права собственности на них, но не исключает возможности последующего владения оперативного управления или участия инвестора в доходах от эксплуатации этих объектов.

Основным правовым документом, регулирующим производственно – хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, служит договор .

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в соответствии с государственными инвестиционными программами прямым управлением государственными инвестициями введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования, выпуском в обращение ценных бумаг, амортизационной политики.

Государство гарантирует защиту инвестиций, в том числе иностранных независимо от форм собственности . При этом инвесторам, включая иностранных, обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями.

Еще по теме § 6. Субъекты и объекты инвестиционных правоотношений:

  1. § 5. Изменение и прекращение инвестиционных правоотношений
  2. 6.1. Правовое содержание инвестиционных отношений и инвестиционной деятельности
  3. Правоотношения в сфере лицензирования как объект административно-правовой охраны
  4. 3.1. Понятие и специфика субъектного состава правоотношений по созданию и применению единой технологии
  5. 3.1. Общая характеристика инновационных правоотношений, возникающих по поводу осуществления инновационной деятельности

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес -

1. Государство как субъект инвестиционной деятельности

2. Сравнительная таблица (схема) - Соглашения о разделе продукции как механизм привлечения инвестиций


1. Государство как субъект инвестиционной деятельности

Федеральный закон от 25.02.99 №39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет инвестиционную деятельность как «вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». При этом инвестициями выступают «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

Государство как участник инвестиционной деятельности, выступая в качестве инвестора, равноправного субъекта гражданско-правовых отношений в инвестиционной деятельности, одновременно осуществляет верховенство в пределах государственной территории и организует свою законодательную, исполнительную и судебную власть путем принятия правовых предписаний. Такие предписания принимаются органами государственной власти в пределах их компетенции и обеспечиваются принудительными мерами.

В то же время государство выступает и собственником имущества. Управление государственной собственностью является административной, властной деятельностью, которую условно можно считать оболочкой. Содержанием ее могут быть гражданско-правовые отношения, как бы включенные внутрь кокона государственного регулирования, поскольку административная деятельность является проводником государственных велений.

Организация управления государственной собственностью представляет собой сложную совокупность действий органов государства. В нее включаются: определение государственной политики в области государственной собственности; образование институциональной основы управления (учреждение органов исполнительной власти и наделение их компетенцией); учреждение субъектов, осуществляющих непосредственное владение государственной собственностью (необходимо определить виды субъектов, установить их правовой статус, осуществить учет и регистрацию); учет объектов государственной собственности (инвентаризация, классификация объектов, учет в реестрах объектов и сделок с ними); распределение объектов государственной собственности между субъектами; осуществление непосредственного управления в различных формах (приватизация, разграничение государственной собственности, национализация, гражданско-правовые сделки, управление пакетами акций, банкротство и пр.). Такой подход к понятию управления государственной собственностью шире традиционного цивилистического и позволяет полнее охарактеризовать имеющие здесь особое значение публично-правовые элементы.

В настоящее время в Российской Федерации уделяется особое внимание совершенствованию бюджетного процесса в целом и по направлениям экономической деятельности в частности. В их ряду все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с совершенствованием механизма финансирования инвестиций, разработками эффективных методов минимизации бюджетных расходов в этой области экономической деятельности и получением от вложения государственных средств в осуществление инвестиционной деятельности максимального социально-экономического эффекта для страны.

Основным источником государственных инвестиций являются средства соответствующего бюджета. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются бюджетом при условии включения таких инвестиций в федеральную или региональную целевую программу либо и в соответствии с решениями органов власти или местного самоуправления. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц. Бюджетные инвестиции в данном случае включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления и юридическим лицом. Отсутствие таких договоров служит основанием для заблокирована предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов (ст. 80 БК РФ). Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части передаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

Выступая как собственник, государство должно решать задачу по эффективному управлению своим имуществом, что подразумевает в свою очередь наличие инвестиционных отношений, в которых оно выступает в качестве инвестора. Нередко государство выступает и в качестве реципиента инвестиций. Также остается открытым вопрос по определению правовых оснований, по которым осуществляется передача денежных средств от государства-инвестора при осуществлении инвестиционной деятельности.

В контексте этого вопроса необходимо установить определение понятия управления по отношению к собственному (в смысле - своему) имуществу государства. Как известно, оно не используется в ГК РФ вообще. Оно появляется, лишь когда отсутствует непосредственное взаимодействие собственника и имущества, субъекта и объекта управления. Существуют две его разновидности - управление имуществом собственника и управление деятельностью юридического лица.

При управлении имуществом государство-инвестор отстранено (физически и юридически) от своего имущества, не осуществляет триаду полномочий, предоставляя это другому лицу, т.е. существуют два субъекта, связанных отношениями по поводу объекта собственности. Соответственно, с управляющего субъекта можно спросить за «эффективность» управления. Когда же инвестор и пользователь (лицо, осуществляющее право собственности) совпадают, вопрос об эффективности управления не встает, оставаясь внутренним делом собственника. В управлении имуществом государства-собственника присутствуют признаки публичного (государственного) управления.

При управлении деятельностью юридического лица просматривается сходство с государственным управлением:

их деятельность регламентирована положением об органе управления и нормами гражданского законодательства;

построение органов управления юридического лица отвечает иерархии;

органы управления юридического лица имеют властную компетенцию

Для случаев неправомерного использования полномочий органами управления юридического лица предусматривается механизм контроля и ответственности (ревизионная комиссия, годовые отчеты, досрочное увольнение директора <#"justify">Материальные ресурсы находятся в ведении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. №200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом» основными функциями агентства в пределах установленных полномочий являются осуществление полномочий государства как собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества. Также данный орган осуществляет учет федерального имущества и ведет его реестр.

Согласно ст. 124, 125 ГК РФ Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти выступают в гражданских отношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами. В соответствии со ст. 71-73 Конституции РФ на федеральном уровне решаются вопросы управления федеральной собственностью, а управление государственной собственностью субъекта РФ составляет предмет ведения субъекта РФ.

Муниципальная собственность представляет собой отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной. Соответственно, право муниципальной собственности должно рассматриваться как самостоятельное право собственности. Следовательно, и инвестиционные отношения с участием инвесторов - представителей органов местного самоуправления по своему характеру и юридической природе находятся в одном ряду с государственными инвесторами.

Их сближает то, что через посредство органов публичной власти оба названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы. Но между ними имеются и значительные различия. Если субъектами права государственной собственности являются государство и государственные образования как публично-властные структуры, отделенные от гражданского общества, то в качестве субъектов муниципальной собственности выступают муниципальные образования - население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления. Как сказано в ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, т.е. имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а управляют муниципальной собственностью согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления.

Для участия государства в качестве инвестора ему необходимо иметь самостоятельную правосубъектность. Ведь государство в силу п. 3 ст. 126 ГК РФ либо вообще не отвечает по обязательствам своих юридических лиц, либо несет по ним только субсидиарную ответственность (бюджетные учреждения или казенные предприятия). С другой стороны, и сами эти юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам создавшего их публично-правового образования (п. 2 ст. 126 ГК РФ).

Это определяется в зависимости от того, в чьих интересах - публично-правового образования или его юридического лица (финансируемого им учреждения) - возникло то или иное инвестиционное правоотношение и, соответственно, в состав какого имущества - непосредственно государственного или другого имущества этого юридического лица - включается результат инвестиционной деятельности (полученные деньги, вещи, результаты работы или услуги, права и обязанности).

В соответствии с гражданским законодательством имущество юридического лица, которое принадлежит ему на самостоятельном вещном праве, должно служить для удовлетворения требований кредиторов по обязательствам, образовавшимся в результате указанной предпринимательской деятельности. Однако серьезное уменьшение ответственности по правилами БК РФ представляет угрозу имущественным интересам инвесторов, для которых реципиентом их инвестиций выступали бюджетные учреждения.

Отсутствие бюджетных средств становится безусловным основанием к отмене любых обязательств государства, хотя в гражданском праве отсутствие у должника необходимых денежных средств никогда не являлось и не могло стать основанием освобождения его от ответственности (п.3 ст.401 ГК РФ). Это само собой разумеющееся для обычного участника имущественного оборота правило, по сути, парализуется, а федеральное государство, используя законодательные возможности публичной власти, вновь поставило себя в привилегированное положение, нарушив принцип равенства в отношении других участников гражданского оборота (п.1 ст.124 ГК РФ).

Участие государства в инвестиционных правоотношениях связано с необходимостью реализации публичных задач, стоящих перед ним, и это не может не отражаться на его гражданской правоспособности. Это позволяет говорить о государстве как об особом субъекте права со специальной правоспособностью, определяемой нормами как частного, так и публичного права. В настоящее время большое значение приобретает вопрос о соотношении указанных норм и применении их на практике. Государство, являясь участником частноправовых и публично-правовых отношений, очень часто оказывается в таком положении, когда, с одной стороны, оно должно соблюсти публичные интересы, за которыми стоит все общество в целом, а с другой - подчиниться нормам гражданского права, отражающим интересы частного лица в конкретном деле, что часто приводит к конфликту указанных интересов. Поэтому согласимся с мнением О.Н. Алдошина о том, что государство, в отличие от других субъектов права, самостоятельно, через соответствующие законы, определяет объем своей гражданской правоспособности и свой имущественный статус.

2. Сравнительная таблица (схема) - Соглашения о разделе продукции как механизм привлечения инвестиций

Соглашения о разделе продукции - форма организации инвестиционной деятельности. Термин «соглашения о разделе продукции» впервые появился в российском законодательстве в Законе РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах». С принятием Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами» был определен конкретный российский механизм СРП. В его основу положена так называемая индонезийская модель с добавлением платы за право пользования недрами.

В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995г. № 225-ФЗ5 ст. 4 ФЗ, соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями закона.

Нередко соглашения о разделе продукции (СРП) относят к группе компенсационных сделок на производственной основе, их рассматривают как разновидность подрядных контрактов, представляющих собой договор между государством и национальными и зарубежными инвесторами. Причем именно государство определяет перечень месторождений минерального сырья, подпадающих под СРП, и сохраняет за собой право собственности на эти месторождения. Как правило, СРП базируются на международном сотрудничестве.

Суть СРП состоит в том, что после подписания этого соглашения национальные инвесторы ведут и финансируют геологоразведку, обустройство и эксплуатацию месторождений (добыча полезных ископаемых и других ресурсов), принимая на себя всю ответственность за возможный риск в обмен на указанную в договоре долю (в разных странах мира - от 15 до 85%) от объема извлеченного сырья на этих месторождениях. Причем только в случае обнаружения и добычи полезных ископаемых инвесторы получают свою долю.

Преимущества экономико-правового режима СРП заключаются в том, что условия соглашения могут обеспечить инвестору должную правовую стабильность и защищенность в условиях непредсказуемой фискальной, макроэкономической среды и недостаточно эффективных рыночных институтов.

СРП значительно упрощают систему налогообложения, четко определяя на многие годы вперед порядок формирования доходов инвестора и государства. При этом на разработку месторождений государство ничего не тратит, все риски по освоению месторождения несет инвестор, а доходы в казну начинают поступать сразу же после начала работ на месторождении.

Статья 9 закона «О СРП» определяет также, что инвестору на праве собственности принадлежит компенсационная продукция и установленная в соглашении его доля «прибыльной продукции». Получив такие права собственности, имущественные права и права на эксплуатацию месторождений, инвестор стремится обратить вкладываемые им инвестиции по получение максимально возможной прибыли, и даже сверхприбыли.

Особенность соглашений о разделе продукции и соответствующего закона состоит в том, что достаточно сложно установить их отраслевую принадлежность. Российская Федерация в отношениях подобного рода выступает одновременно и как носитель высшего суверенитета, т.е. субъект публичного права, и как собственник недр, т.е. субъект частного права.

В настоящее время перечень месторождений, которые могут разрабатываться на условиях раздела продукции, закрепленный в соответствующих федеральных законах, включает 27 участков недр. Из них: 21 - нефтяные месторождения, 2 - газовые, 3 - золотоносные и 1 - железорудное месторождение.

Сторонами соглашений о разделе продукции могут быть:

государство, т.е. Российская Федерация совместно с ее субъектом, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр. От имени Российской Федерации в соглашении выступает Правительство РФ, а от имени ее субъекта - его уполномоченный исполнительный орган или уполномоченные ими иные органы исполнительной власти;

инвесторы - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

В случае если в качестве инвестора в соглашении выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, участники такого объединения имеют солидарные права и несут солидарные обязанности по соглашению.

Участок недр предоставляется в пользование инвестору в соответствии с условиями соглашения. При этом лицензия на пользование участком недр, которая удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении, выдается инвестору органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением в течение 30 дней с даты подписания соглашения.

В настоящее время срок, на который участок недр может быть предоставлен в пользование инвестора, определяется в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением ВС РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами», и не может превышать 25 лет.

Для определения лица, с которым может быть заключено соглашение о разделе продукции, проводится аукцион. Следует отметить, что законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесение изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации», допускало проведение в этих целях конкурса.

Действие соглашения по инициативе инвестора, а также при условии выполнения им принятых на себя обязательств продлевается на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи минерального сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр. При этом условия и порядок такого продления определяются соглашением. При продлении действия соглашения лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению на срок действия соглашения органами, выдавшими ее.

При выполнении соглашений произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с его условиями. Статья 8 Закона о СРП предусматривает два способа раздела продукции.

При первом способе существенными условиями соглашения являются:

определение общего объема произведенной продукции и ее стоимости. При этом произведенной продукцией признается количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первой по своему качеству соответствующей государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия), добытое инвестором в ходе выполнения работ по соглашению и уменьшенное на количество технологических потерь в пределах нормативов;

определение части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (далее - компенсационная продукция). При этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации - 90% общего объема произведенной продукции. Состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в соответствии с законодательством РФ;

раздел между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная при выполнении соглашения продукция за вычетом части этой продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период;

передача инвестором государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

получение инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.

При втором способе соглашение должно предусматривать следующие существенные условия:

определение общего объема произведенной продукции и ее стоимости;

условия раздела между государством и инвестором произведенной продукции или стоимостного эквивалента произведенной продукции и определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Пропорции такого раздела определяются соглашением в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68%, а доля государства должна быть не менее 32%;

передача государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

получение инвестором части произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.

Заключение соглашения в соответствии с указанными условиями и порядком раздела продукции должно быть предусмотрено условиями аукциона.

Соглашение может предусматривать только один способ раздела продукции. Соглашение не может предусматривать переход с одного способа раздела продукции на другой, а также замену одного способа раздела продукции другим.

Действие соглашения прекращается в следующих случаях:

по истечении срока, на который оно было заключено;

досрочно по согласованию сторон;

если положения соглашения о способах налогообложения инвестора не вступили в силу в течение одного года с даты подписания данного соглашения;

по другим основаниям и в порядке, которые предусмотрены соглашением в соответствии с законодательством РФ, действующим на дату его подписания.

ФЗ «О СРП» вместо обязательной уплаты налогов ввел систему, при которой государство и иностранный инвестор заключают соглашение (договор), где на определенный срок оговариваются платежи инвестора, а произведенная продукция делится между ними в определенной пропорции. В соответствии со ст.13 ФЗ «О СРП», из всех налогов, сборов и пошлин инвестор платит только налог на прибыль и налог за право пользования недрами (раздел продукции для него - по сути налоговая льгота). Таким образом, с принятием ФЗ «О СРП» принцип налогообложения изменен, он не является чисто фискальным, но приобретает регулирующую роль, уравновешивая интересы государства и инвестора в получении нормы прибыли, что и достигается механизмом раздела продукции.

Соглашение о разделе продукции привлекательно для государства тем, что, в отличие от других форм заимствований или лицензионных режимов (типа концессий), раздел продукции не грозит стране усилением долгового бремени или потерей контроля над недрами и сырьевыми ресурсами. Суверенные права государства на владение недрами и их ресурсами сохраняются, поскольку речь идет не о приватизации недр, а об их аренде в течение определенного срока. Инвестиции и кредиты, связанные с СРП, привлекаются на коммерческой основе и, таким образом, не ведут к росту государственной задолженности. При этом разведку полезных ископаемых и другие работы инвестор проводит за свой счет, в случае неудачи затраты ему никто не компенсирует. Положительным моментом СРП является и то, что в результате реализации их положений происходит разработка новых и труднодоступных, трудоемких месторождений, обеспечивается рост занятости населения в отдельных районах, развитие инфраструктуры этих районов, расширяются возможности сбыта продукции отечественных производителей. Для инвесторов СРП привлекательно тем, что обеспечивает стабильность и предсказуемость, чрезвычайно важные для любых крупных инвестиций, хотя оно не гарантирует от коммерческого риска, в частности, связанного с изменением цен на нефть и спроса на нее.

Соглашение о разделе продукции имеет следующие отличительные черты (сравнительная таблица):

ПоказательСодержаниеСторона правоотношенийГосударство/ иностранная компания-инвесторФорма владенияМонополия государстваПредметДо 20% разведанных запасов страны, до 10% стратегических видов полезных ископаемых. Персонал80% - российские граждане.Оборудование70% - российского производства.Капитальное оборудованиеПереходит в собственность государства с момента его приобретения или постепенно по мере его амортизации.Доля собственность инвестора произведенной продукции для возмещения его затратДо 75%, при добыче на континентальном шельфе - до 90% общего объема произведенной продукцииНалогоплательщикИнвесторОбъект налогообложенияПрибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением соглашения.ПрибыльДоход от выполнения соглашения, уменьшенный на величину расходов.ДоходСтоимость прибыльной продукции, принадлежащей инвестору в соответствии с условиями соглашения, а также внереализационные доходы.Стоимость прибыльной продукцииПроизведение объема прибыльной продукции и цены произведенной продукции, устанавливаемой соглашением, за исключением цены продукции (цены нефти), определяемой в соответствии с Налоговым кодексом.РасходыОбоснованные и документально подтвержденные расходы, произведенные (понесенные) налогоплательщиком при выполнении соглашения.Виды расходов - расходы, возмещаемые за счет компенсационной продукции (возмещаемые расходы); - расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.Налоги к возмещению инвесторуНДС, единый социальный налог, платежи за пользование природными ресурсами, плата за негативное воздействие на окружающую среду, плата за пользование водными объектами, государственная пошлина, таможенные сборы, земельный налог и акцизы (за исключением налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых).Дополнительные налоговые льготыДопускается освобождение от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного или представительного органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.Не уплачиваются налоги - налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на его балансе и используются исключительно для осуществления предусмотренной соглашением деятельности; - транспортный налог в части принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения; таможенной пошлины в части товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке, а также в части продукции, произведенной в соответствии с условиями соглашения и вывозимой с российской таможенной территории.

гражданско-правовую сделку, а не международный договор;

выплату рентных платежей и определенных налогов, а не установление льготного налогового режима;

предоставление права пользования недрами на срочной основе в аренду, а не их приватизацию;

привлечение инвестиций на условиях проектного финансирования, а не получение кредитов под государственные гарантии;

использование национального режима для любого инвестора, а не льготы для иностранных компаний.

В результате соглашение о разделе продукции позволяет:

Наиболее рационально использовать иностранные инвестиции при разработке месторождений с большими, но трудноизвлекаемыми запасами - особенно в районах с суровым климатом, где доразведка запасов сопряжена с высоким риском, а освоение этих месторождений требует колоссальных инвестиций. Законодательство о СРП в рамках действующей инвестиционной и лицензионной системы позволяет создать универсальный налоговый режим, механизм которого учитывал бы специфику проектов, находящихся как в разных природных условиях, так и на разных этапах развития. Причем из всех налогов, сборов и пошлин инвестор, работающий на основе СРП, платит только налог на прибыль и налог на право пользования недрами. Именно поэтому раздел продукции для инвестора - налоговая льгота.

Создать в нашей стране условия для дополнительных налоговых поступлений, привлечения инвестиции, образования новых рабочих мест и получения новых заказов.

Получить мультипликационный эффект и эффект синергизма.

Вовлечь в хозяйственный оборот дополнительные ресурсы минерального сырья.

Рационализировать налоговый режим, увеличить рост бюджетных поступлений в 2,5-3,5 раза по различным группам месторождений.

Заключение СРП в России сопряжено с рядом проблем:

Вовлечение конкретных месторождений в перечень объектов, разрешенных к освоению на условиях СРП, является в значительной степени политическим вопросом;

Процедура получения разрешения на разработку месторождений на условиях СРП чрезвычайно забюрократизирована и усложнена, что отпугивает инвесторов и оттягивает получение государством налоговых поступлений.

Политическая нестабильность в России, большое количество налогов и нечеткие условия доступа к экспортной трубе; информационная закрытость многих конкретных СРП; возможность возникновения противоречий между федеральными и региональными органами власти при реализации конкретных проектов на условиях СРП (именно поэтому вопросы СРП должны учитывать интересы как федеральных, так и региональных органов власти).

. Задача

государственный собственность управление инвестиция

1.ООО «Н» заключил договор инвестирования строительства, т.е. договор, опосредующий вложение инвестиций, т.е. соглашение между субъектами инвестиционной деятельности, направленное на установление взаимных прав и обязанностей в процессе реализации инвестиционного проекта.

ООО «Н» является субъектом инвестиционной деятельности (юридическим лицом), не преследующим цели удовлетворения своих потребительских нужд. Подобный вывод следует из экономической сущности инвестиций (отказ от использования доходов на текущее потребление, в пользу капиталообразования и ожидаемого расширения потребления в будущем).

ООО «Н» является юр.лицом, осуществляющим финансирование строительства за счет собственных средств, т.е. в отношении ООО ИК «Ж» он является инвестором.

Согласно ст. 1041 ГК РФ договор долевого участия в строительстве приравнивается к договору простого товарищества.

30 декабря 2004 г. был принят закон, дополнивший ст. 130 ГК РФ <#"justify">Согласно п.3. ст.7. Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» Незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг. В случае отказа инвестора (заказчика) от дальнейшего инвестирования проекта он обязан компенсировать затраты другим его участникам, если иное не предусмотрено договором (контрактом).

Таким образом, режим недвижимого имущества должен применяться к любому объекту незавершенного строительства, который отвечает критериям ст. 130 ГК РФ, независимо от того, когда начато или остановлено его строительство и когда совершались сделки по поводу этого имущества. С момента введения в действие ГК РФ 1994 г. на незавершенное строительство должны распространяться все требования о государственной регистрации прав на недвижимость, установленные этим Кодексом.

Следовательно, у истца возникло вещное право, то есть право собственности на поименованные им помещения.

Арбитражный суд г. Москвы принял решение, что доля субинвестора - ООО «Н» (истца) в указанном объекте не может быть определена, т.е. право собственности (в доле) на встроенное нежилое помещение за истцом не признано.

Согласно ст. 1041 ГК РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ - Часть 2

По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

3. Особенности договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности (инвестиционного товарищества), устанавливаются Федеральным законом <#"justify">Согласно п.2 ст.4 Федеральный закон Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» Каждый товарищ имеет право:

3) получить свою долю в общем имуществе товарищей в порядке, установленном договором инвестиционного товарищества, по истечении срока действия договора инвестиционного товарищества или по достижении установленной им цели;

Согласно ст.7 Федеральный закон Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе»

Размер доли каждого из товарищей в общем имуществе товарищей определяется пропорционально стоимости внесенных ими вкладов в общее дело.

В течение срока действия договора инвестиционного товарищества раздел общего имущества товарищей и выдел из него доли в натуре по требованию товарища не допускаются, если иное не предусмотрено договором инвестиционного товарищества.

Согласно п.3. ст.7. Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.

Заключение договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству РСФСР и республик в составе РСФСР, является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции.

п.1 Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

п.2 Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.

Ст.25.1. Государственная регистрация договора участия в долевом строительстве осуществляется на основании заявления сторон договора (застройщика, участника долевого строительства). На государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства, наряду с документами, необходимыми для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве в соответствии с настоящим Федеральным законом, застройщиком представляются:

1) разрешение на строительство;

) проектная декларация;

) план создаваемого объекта недвижимого имущества с указанием его местоположения и количества находящихся в составе создаваемого объекта недвижимого имущества жилых и нежилых помещений и планируемой площади каждого из указанных помещений;

4) <#"justify">Список использованных нормативных актов и специальной литературы

I. Нормативные акты

Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ. Глава 55 «Простое товарищество».

Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с последующими изм.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 18.

Федеральный закон от 09.07.1999 №160-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». -1999. - № 28. - ст. 3493.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 30.06.2008) «О концессионных соглашениях» // «Собрание законодательства РФ». - 2005. - № 30 (ч. II). - ст. 3126.

Федеральный закон от 28.11.2011 № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» // СЗ РФ. - 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7013.

II. Специальная литература

6. Гущин, В.В., Овчинников, А.А. Инвестиционное право: учебник / В.В. Гущин, А.А. Овчинников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2009. - 624 с. - ISBN: 978-5-699-29654-5.

Доронина, Н.Г., Семилютина, Н.Г. Международное частное право и инвестиции: науч.-практ. исслед. - М.: Контракт, Волтерс Клувер, 2011. - 272 с.

Лисица, В.Н. Виды инвестиционных правоотношений // Цивилист. - 2011. - № 4. - С. 111 - 115.

Литягин, Н.Н. Организационно-правовые формы инвестиционной деятельности. Инвестиционный процесс // Правовые вопросы строительства. - 2011. - № 2. - С. 36 - 38.

Мошкина, Л.Н. Договор о долевом участии в инвестировании строительства и договор простого товарищества // Юрист. - 2012. - № 2. - С. 32.

Немченко, С.Б. К вопросу о месте соглашения о разделе продукции в системе обязательственного права // Юрист. - 2011. - №5. - С. 26 - 29.

Как следует из предыдущего изложения, трансграничный инвестиционный фонд - это особая коммерческая организация. Она осуществляет деятельность, санкционированную личным и территориальным правопорядками, на широкой международной основе.

Несмотря на общую с иными юридическими лицами корпоративную основу деятельности, указанная коммерческая организация характеризуется исключительной правосубъектностью в сфере коллективного инвестирования и получения прибыли от держания активов, а также осуществления трансграничных сделок .

В настоящем параграфе постараемся отразить особенности предмета права иностранных инвестиций в применимом контексте. Им выступают инвестиционные правоотношения, в составе которых один из элементов (субъект или объект) в качестве интегральной части содержит иностранный публичный порядок, характеризующийся уникальным подходом к вопросу признания и защиты субъективных прав.

Приведенный правовой элемент не оказывает влияния ни на природу, ни на содержание, ни на структуру инвестиционного правоотношения. Это
урегулированное нормами частного права общественное отношение по реализации прав собственности в отношении родовых (лат. - res genus) или индивидуальных (лат. - res species) вещей, которые могут быть средством извлечения выгоды или достижения иного значимого для собственника эффекта от включения в имущественный оборот при условии принятия определенной доли риска.

Однако указанный элемент не позволяет подчинить правоотношение прямому действию материальных норм одного государства. Его появление требует перед разрешением цивилистической проблемы уделить внимание коллизионной через обращение к механизму устранения конфликта правовых элементов.

Обращение к такому механизму оправдано и имеет место при наличии многообразия национальных законодательных актов, содержащих «разные нормы для одинаковых отношений» . Само же правоприменение строится на определенном наборе принципов. Схематично, в наиболее общем виде их можно представить следующим образом:

1) в основе правоприменения - цель отыскания наиболее тесной связи (фр. - le lien le plus etroit) с объективным правопорядком, компетентным в разрешении трансграничного частноправового спора;

2) при предписании на равной основе применяется как национальное, так и иностранное право;

3) применением иностранного права не нарушаются публичные интересы национального правопорядка.

Характерная особенность инвестиционных отношений, субъектом которых выступает трансграничный инвестиционный фонд, заключается в подчинении персональному, реальному либо обязательственному статуту в зависимости от условий реализации субъективных прав. Имеется в виду то, что выбор применимого права (привязка) определяется кругом и разнообразием реализуемых правоотношений (объем юридической нормы).

При этом не имеет значение характер состава субъектов правоотношений. Это связано с отстаиваемой нами концепцией недопущения наличия публично-правовых преференций в области международного частного права в связи с реализацией на общих основаниях частноправовой деятельности.

Инвестиции, или частный международный капитал, - это основа и цель деятельности трансграничных инвестиционных фондов.

Примечательно в этой связи то, что если периоду первой волны глобализации характерна национальная основа привлекаемого капитала, то начиная с середины XX столетия (вторая волна глобализации) имеет место трансграничная. Этому во многом способствовали меры финансовой либерализации. Их реализация открыла широкие возможности перед институциональными инвесторами в вопросе привлечения иностранного капитала.

При этом качество поступления обеспечивают квалифицированные инвесторы (англ. - qualified investors), в то время как объем составляют мелкие индивидуальные инвесторы (англ. - small individual investors). Их активность обусловливается стабильным правовым и экономическим положением. В этом случае речь идет о личных сбережениях, которые не накапливаются либо подвергаются изъятию при политических и экономических кризисах. Так, в период до Первой мировой войны, в промежутке между Первой и Второй мировыми войнами, а также в течение нескольких десятилетий, следующих за окончанием Второй мировой войны, экономическая отрасль коллективного управления активами претерпела существенный упадок ввиду предложения только интеллектуального капитала.

Такой капитал формируется из вкладов физических и юридических лиц, наделенных необходимым объемом правоспособности в личном правопорядке. В связи с осуществлением вложения в организационную форму коллективного инвестирования они становятся ее участниками, принимая на себя риски потерь в объеме вложенных средств.

При этом доля участия определяет объем прав и обязанностей. Если она образует мажоритарный интерес, подразумевающий наличие контрольного пакета акций, а также право оперативного контроля и управления деятельностью, к раскрытию дефиниции которого мы прибегаем далее, возникает фидуциарная обязанность. Она предполагает осуществление действий либо принятие решений, не нарушая интересы других участников.

В иностранной судебной практике в этом случае применяется термин «стандарты фидуциарной обязанности». Обращение к нему, в частности, имело место в деле Flying Disc Investments LP, et al. v. Baker Communications Fund II, L.P., et al and Flying Disc Investments LP, et al. v. Wine.com, et al. Детерминирующей в вопросе возникновения фидуциарной обязанности выступает функциональная дефиниция контроля, определяемая личным законом юридического лица (на лат. - lex societatis).

Как правило, в наиболее общем виде, функциональная дефиниция контроля раскрывается через право достижения, определения, принятия и утверждения решений в отношении состава управленческих кадров, выбора основной стратегии деятельности, распоряжения активами, изменения либо преобразования организационно-правовой формы целевой компании. Закрепленная во многих правопорядках такая функциональная дефиниция контроля имеет определяющее значение в вопросе санкционирования сделок, осуществляемых иностранными правительствами.

Речь идет о трансграничных инвестиционных сделках суверенных фондов благосостояния. В большинстве государств они являются объектом пристального внимания со стороны компетентных лиц личного правопорядка целевой компании. Это связано с потенциальной угрозой национальной безопасности. К примеру, в США концепция национальной безопасности предусматривает недопущение иностранных (публичных) инвесторов к инфраструктуре и технологиям, представляющим особое значение.

При этом, обращает на себя внимание тот факт, что контроль может быть приобретен как через традиционные сделки приобретения активов, так
и путем реализации альтернативных. Речь идет о структурированных сделках обеспеченного займа. В таком случае loan-to-own стратегия приобретения контроля целевой компании позволяет:

1) извлечь преимущества из автономии воли (англ. - party autonomy) и выбора оптимальной юрисдикции для определенной сделки (англ. - forum shopping);

2) снизить потенциальные риски и обеспечить достижение поставленных перед ее реализацией целей через право удовлетворения требований в «первых очередях» кредиторов.

Ввиду особенности юридической конструкции трансграничного инвестиционного фонда сбор и аккумулирование инвестиционного капитала, характеризующие первый уровень в структуре правоотношений, единым элементом которой выступает трансграничный инвестиционный фонд, осуществляются посредством выпуска ценных бумаг. Его цель состоит в приобретении средств в объеме, необходимом для эффективного вложения на трансграничной основе вне зависимости от того, будут ли они внесены многими или только одним или несколькими лицами.

В этом случае трансграничный инвестиционный фонд выступает эмитентом, то есть лицом, обязанным по ценным бумагам, удостоверяющим действительные взносы капитала физических и юридических лиц. При этом реализация гражданско-правовых сделок по отчуждению ценных бумаг трансграничными инвестиционными фондами в пользу первых и всех остальных владельцев, подчиняется действию материального права, избранного 1) волей сторон (лат. - lex electa) либо 2) на основе действия национально-правовых и международно-правовых коллизионных норм или

3) исходя из национально-правовой практики коллизионного регулирования.

Привлеченные средства вкладываются в иностранные активы в целях получения прибыли от международной диверсификации и ее дальнейшего распределения среди участников. В некоторых случаях преследуется цель поддержки наукоемких проектов в ходе реализации коммерческой
деятельности либо продвижения социальных программ в рамках социального предпринимательства.

Это составляет второй уровень в двухуровневой взаимосвязанной структуре правоотношений, общим элементом которых выступает трансграничный инвестиционный фонд. При этом характеризующие его капиталовложения осуществляются в пределах правомочий, закрепленных личным и территориальным правопорядками трансграничного инвестиционного фонда.

В качестве объекта трансграничных инвестиционных правоотношений с участием трансграничных инвестиционных фондов выступают родовые (лат. - genus) либо индивидуальные (лат. - species) вещи. Права на них, как и их содержание определяются по праву места их нахождения.

Примечательно в этой связи то, что понятия права «объект трансграничных инвестиционных сделок» и «объект трансграничных инвестиционных прав» признаются взаимозаменяемыми. Их содержание по российскому праву составляют вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Они характеризуются не ограниченным публичными интересами правопорядка места нахождения либо личными интересами собственника свойством оборотоспособности.

В свою очередь, объем понятия права «объект трансграничных инвестиционных прав» уже понятия «объект гражданских прав». В российском праве содержание понятия «объект гражданских прав» составляет открытый перечень имущества, имущественных и неимущественных прав, свободно отчуждаемых и переходящих от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства.

При этом объем понятия права «объект трансграничных инвестиционных сделок с участием трансграничных инвестиционных фондов» уже понятия «объект трансграничных инвестиционных сделок». Это связано с ограниченным составом имущества, которое может быть объектом доверительного управления.

Добросовестность приобретения, а также действительность прав на такое имущество определяются и защищаются на трансграничной основе правом места нахождения вещи в момент ее передачи, в том числе в случае ее дальнейшего перемещения. При этом коллизионно-правовой принцип lex rei sitae (или lex situs , в переводе с латинского языка обозначающий «закон местонахождения вещи») как в отечественной, так и зарубежной доктрине признается в качестве общепризнанного и безусловно применяемого при регулировании частных правоотношений на международной основе. Со времен упорядочения итальянской школой постглоссаторов достигнутых успехов в толковании кодификации Юстиниана залог неизменного обращения заключается в простоте, предсказуемости и определенности правоприменения.

Тем не менее, несмотря на единый (территориальный) подход к определению возникновения прав собственности, иных вещных прав на объект трансграничных инвестиционных сделок с участием трансграничных инвестиционных фондов по закону местонахождения вещи (лат. - lex rei sitae), а также вне зависимости от того, что содержание этих прав тоже определяется законом местонахождения вещи, их квалификация в качестве движимых либо недвижимых вещей детерминирует исключительный во всех случаях либо имеющий непосредственное отношение к сделке объективный правопорядок. Для вещей, являющихся по природе либо по назначению права недвижимыми, не имеет значение, где, при каких условиях и кем заключена сделка в отношении определения их судьбы. Возникающие из такой сделки права подчиняются действию территориального статута.

Тот же принцип, но в связи с имуществом, характеризуемым в качестве перемещаемого самостоятельно либо при посредстве внешней силы, дает иные результаты правоприменения. В силу широко развитой концепции
мобильности товаров, работ и услуг, вопросы определения возникновения и прекращения вещных прав, их содержание и защита подчиняются праву государства места нахождения имущества в представляющий значение для сделки момент. Это характеризует lex rei sitae одновременно в качестве жесткой и гибкой коллизионной привязки.

При этом в отношении ценных бумаг коллизионно-правовая привязка определяется введенной в практику правового регулирования концепцией, отражающей существо усложнившегося объема коллизионной нормы.

Ценные бумаги - особая разновидность объектов гражданских прав, роль которых в контексте настоящего исследования детерминируется обеспечением привлечения частного международного капитала и реализацией прав контроля иностранной собственности.

Речь идет о концепции несертифицированной (бездокументарной) ценной бумаги. Она воспринята системой американского права в 1977 г. для предоставления эмитентам возможности избрания альтернативного традиционному способа выпуска ценных бумаг. При нем передача так называемых «овеществленных прав» как юридический факт подтверждается записью в реестре эмитента. В этом случае связующим критерием, определяющим компетентный правопорядок, выступает место ведения такого реестра.

Условием дифференциации объема также послужило введение в ответ на бумажный кризис США 1960 г. системы трансфертов. Она связывает локализацию сертифицированных ценных бумаг с местом ведения реестра соответствующего депозитария, основного ответственного за их держание элемента системы.

Наконец, свое значение возымело введение системы опосредованного держания, предусматривающей фигуру посредника. С его местным правопорядком, определяемым на основе каскадной системы привязок (генеральной, субсидиарной и субсубсидиарных), связывается приобретение титула на ценные бумаги, права и обязанности посредника, допустимость
возложения обязанностей в отношении третьих лиц в связи с правом на ценные бумаги либо признания их требований. Таковыми выступают закон, избранный сторонами сделки (лат. - lex voluntatis), закон наиболее тесной связи (англ. - proper law), личный закон юридического лица (лат. - lex societatis).

Однако в отношении определенной разновидности индивидуальных вещей (лат. - res species), представляющих денежную, эстетическую и интеллектуальную ценность и являющихся в некоторых случаях объектом доверительного управления, обращение к закону местонахождения вещи должно быть ограничено.

Это связано с возможностью порождения нежелательных правовых последствий, таких как узаконение кражи, приводящей к дальнейшему переходу прав, в том числе добросовестному. К примеру, в деле Winkworth v. Christie, Manson &Woods, Ltd. у английского истца в Англии были похищены предметы искусства, которые затем были вывезены в Италию и проданы там добросовестному приобретателю. Последний по истечении определенного времени привез эти предметы искусства обратно в Англию для выставления на аукционе. В связи с тем, что титул на них был добросовестно приобретен в Италии, месте их нахождения, английский суд применением коллизионно-правового принципа lex situs признал их.

Ввиду этого для недопущения развития практики нарушения прав первоначальных собственников предметов искусства, незаконно вывезенных из страны, в качестве альтернативной предлагается использовать коллизионно-правовую привязку lex originis (закон происхождения) или renvoi (обратная отсылка). В вопросе определения правового титула эти инструменты международного частного права отсылают к государству происхождения. При этом, по мнению англо-американского исследователя Д.Финчема, выпустившего ряд статей, посвященных коллизионно-правовому регулированию трансграничного перемещения культурных ценностей, «renvoi - это уникальный коллизионно-правовой принцип, который
достаточно редко используется ввиду недостаточной определенности и согласованности» , присущей в рассматриваемом случае закону местонахождения вещи (на лат. - lex rei sitae).

В качестве правовой доктрины обратная отсылка характеризуется своей комплексностью. Это связано с широким толкованием понятия «иностранное право», предполагающим как материальное, так и коллизионное право иностранного государства, к которому отсылает коллизионно-правовая норма места рассмотрения трансграничного гражданско-правового спора.

Ввиду того, что выбор коллизионно-правовой привязки предполагает, по мнению Ф.Вишера, «политико-правовое решение» , обратная отсылка к национальному либо правопорядку третьей стороны, посягает на национальные интересы и предпочтения. В этой связи международными коллизионно-правовыми инструментами закрепляется правило запрета обратной отсылки, к примеру, Регламентом Европейского союза (Рим II) .

Как следует из вышеизложенного в целях территориальной локализации предмета трансграничной инвестиционной сделки с участием трансграничного инвестиционного фонда в качестве генеральной привязки предлагается использовать закон местонахождения вещи (лат. - lex situs). В свою очередь, закон происхождения (лат. - lex originis) - в качестве субсидиарной, чье действие обусловливается удовлетворением ratione materiae (дословно - ввиду обстоятельств, связанных с предметом
рассмотрения). Это находящиеся в доверительном управлении вещи, представляющие денежную, эстетическую и интеллектуальную ценность.

Для этого предлагается дополнить ст. 1205 Гражданского кодекса Российской Федерации положением следующего содержания: «Исключение составляет движимое имущество, подпадающее под правовую категорию «культурные ценности», право собственности и иные вещные права на которое определяются по праву страны его происхождения». Это позволит обеспечить надлежащее соблюдение частных и публичных интересов при обороте российских культурных ценностей в рамках трансграничной деятельности.

Все вышеизложенное свидетельствует об особом характере отношений с участием трансграничных инвестиционных фондов. Это обособленная разновидность осложненных иностранным элементом частноправовых отношений, самостоятельными признаками которых являются:

а) двухуровневая взаимосвязанная структура, в рамках которой трансграничный инвестиционный фонд - принимающая прямой или портфельный иностранный капитал сторона (первый уровень), и прямой или портфельный иностранный инвестор (второй уровень);

б) специальный субъект (трансграничный инвестиционный фонд) -

коммерческая организация, наделенная исключительной

правосубъектностью в сфере коллективного инвестирования;

в) своеобразная правовая кауза - поддержка наукоемких проектов, привлечение высокопотенциального капитала крупных иностранных институциональных инвесторов в национальную экономику, решение задач социального предпринимательства;

г) как частный, так и публичный характер состава субъектов;

д) усеченный состав объектов, исходя из особенностей доверительного управления имуществом.

В этой связи считаем необходимым ввести в доктрину международного частного права понятие инвестиционных отношений с участием
трансграничных инвестиционных фондов. Это урегулированные системой общих либо специальных норм прямого действия общественные отношения по трансграничному движению родовых или индивидуальных вещей на стадиях формирования и управления особыми коммерческими организациями международными портфелями инвестиций.

Такая дефиниция помимо цели обособления инвестиционных отношений с участием нового вида субъекта в ряду отношений, подчиняющихся праву иностранных инвестиций, имеет важное практическое значение. Оно заключается в отражении особенностей правового регулирования, определяемых элементным составом и условиями реализации указанных отношений.

Особенности отношений между иностранным инвестором, получателем иностранных инвестиций, страной - получателем иностранных инвестиций и страной иностранного инвестора зачастую ведут к сложному правовому регулированию как самих отношений между указанными субъектами, так и подходов к разбирательству споров между ними. Проблема выбора права, применимого к материальным и процессуальным аспектам взаимоотношений в рамках инвестиционного процесса с участием иностранного инвестора, означает автономию сторон в выборе применимого материального права и права, относящегося к разбирательству спора. Участие иностранного инвестора в инвестиционном процессе влияет на особенности разбира тельства споров.

Под инвестиционным правоотношением предлагается понимать общественное отношение, возникающие в связи с вложением и реализацией инвестиций, стороны в котором связаны юридическими правами и обязанностями, регламентируемыми инвестиционным законодательством и обеспечиваемыми системой государственных - гарантий и санкций.

Как и любое правовое отношение, инвестиционное правоотношение имеет соответствующий состав (структуру), те. внутреннее устройство, позволяющее рассматривать это отношение как сложную систему, элементами которой являются объект правоотношения, субъекты правоотношения и его содержание.

Объектом инвестиционных, правоотношений выступает предполагаемая прибыль, либо иной полезный результат, являющаяся целевой, установкой, определяющей поведение субъектов инвестиционной деятельности.

В качестве субъектов инвестиционных правоотношений могут выступать физические и юридические лица (в том числе иностранные), а также. государства и международные организаций: Особенность перечисленных участников правоотношений заключается в том, что они выступают субъектами инвестиционной деятельности, а их место и роль в системе инвестиционной деятельности регламентируется инвестиционным законодательством. В Федеральном законе РФ «Об инвестиционной деятельности, в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в качестве субъектов инвестиционной деятельности определяются инвесторы, заказчики, подрядчики и пользователи объектов капитальных вложений.



Инвесторы - это субъекты инвестиционных правоотношений осуществляющие капитальные вложения с использованием собственных или привлеченных средств. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о. совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица; объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Заказчики - это уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую или иную деятельность других субъектов инвестиционных отношений, если иное не предусмотрено договором между ними.

Подрядчики - это физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда или государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии С Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пользователи объектов капитальных вложений - это физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты.

Субъективное права в данном случае - это мера возможного поведения субъекта инвестиционной деятельности определенная правовой нормой. Так, например, Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» весьма четко определяет субъективные права инвесторов. В законе, в частности, указывается, что инвестор как субъект инвестиционных правоотношений вправе осуществлять инвестиционную деятельность; самостоятельно определять объем и направлений капитальных вложений, а также заключать договор с другими Субъектами инвестиционной деятельности; владеть, пользоваться и распоряжаться объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений; передавать по договору и (или) государственному контракту свои права на осуществление капитальных вложений и на их результаты; осуществлять контроль за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения; объединять собственные и привлеченные средства со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений и т.д. Но кроме возможности действовать определенным образом структура субъективного права, или его строение, включает и такие элементы, как возможность требовать от другой стороны соответствующего поведения и возможность прибегнуть к защите со стороны государства в случае неисполнения другой стороной своих юридических обязанностей.

Юридическая обязанность как составляющая юридического, содержания правоотношения неразрывно связана с субъективным правом. Наличие корреспондирующей субъективному праву юридической обязанности, по сути, конституирует первое. Если у инвестора в соответствии с законодательством существует право владеть пользоваться и распоряжаться объектами капитальных вложений, то подразумевается наличие у других субъектов инвестиционных правоотношений обязанности не препятствовать этому субъективному праву и не умалять его.

Обязанности, субъектов инвестиционных правоотношений определяются в действующем законодательстве. Субъекты обязаны: осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами. нормами и правилами); исполнять требования. предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации; использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Таким образом, необходимо разделять такие самостоятельные понятия как: инвестиционная деятельность инвестиции (иностранные инвестиции ) – инвестор (иностранный инвестор). В совокупности их реализации названные категории образуют инвестиционные правоотношения , то есть - отношения, складывающиеся по поводу капиталовложения иностранными инвесторами на территории Российской Федерации в виде объектов и прав.

Просмотров