На заметку владельцам зарубежных счетов: как и когда отчитываться перед налоговой службой. Кто должен отчитаться о валютных счетах за рубежом? О штрафах за несвоевременное уведомление ФНС России

Сколько денег можно потерять, если вовремя не сообщить государству о том, что вы клиент иностранного банка

В России завершилась кампания по представлению информации о счетах в зарубежных банках. В рамках кампании граждане РФ, имеющие счета в банках за пределами России, были обязаны предоставить ФНС информацию обо всех совершенных за 2015 год операциях с иностранными счетами. О том, куда сообщать об открытии счета и что делать тем, кто не успел впервые отчитаться о движении средств по своим зарубежным счетам, порталу Buh.ru рассказали начальник управления стандартов и международного сотрудничества ФНС России Дмитрий Вольвач и эксперт по налогообложению Игорь Кармазин.

Открыл вклад или счёт – отчитайся

Обязанность информировать об открытии и закрытии зарубежных счетов и вкладов была введена законом N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003. Согласно закону, резидент должен заполнить и отправить бланк уведомления в налоговую инспекцию об открытии расчетного счета, закрытии вклада или об изменении реквизитов счетов в банках, расположенных за границей РФ (пункт 2 статьи 12 закона N 173-ФЗ).

Уведомление подаётся не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) счёта или изменения реквизитов. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7-6/457@.

Позднее в закон были внесены изменения, дополнившие перечень обязанностей физических лиц. Теперь им вменяется также раскрытие всей информации о поступлении и расходовании средств на счетах. Ранее отчитываться о движении денег по счетам в иностранных банках должны были только организации и предприниматели.

Отметим, эта обязанность в отношении рядовых граждан была введена еще с 1 января 2015 года. Однако сам порядок сообщений об открытии или закрытии счета в ИФНС предоставления сведений был вступил в силу только 30 декабря 2015 года. Этот порядок регламентирован постановлением правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 «О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ».

Кто обязан отчитываться

Обязанность по предоставлению в налоговую инспекцию отчёта или заполненного бланка заявления об открытии счета распространяется исключительно на валютных резидентов, имеющих вклады и счета в иностранных банках. Граждане, не являющиеся резидентами, отчитываться перед налоговиками не должны.

Что характерно, многие часто путают статус налогового резидента и резидента валютного. Разница между ними существенная. Для того, чтобы избежать неблагоприятных последствий в виде штрафов, важно понимать это различие.

Налоговыми резидентами признаются физлица, находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение года. Это время не прерывается даже на периоды краткосрочного выезда за пределы территории страны (статья 207 НК РФ).

В свою очередь под валютными резидентами в соответствии с законом N 173-ФЗ понимаются граждане РФ, постоянно не проживающие на территории иностранного государства в течение всего года. Также к резидентам относятся и иностранцы, живущие в России на основании вида на жительство.

Какие штрафы предусмотрены для «молчунов»

Штрафы за утаивание информации о счетах установлены КоАП РФ. Закон предусматривает штрафы как за неуведомление об открытии счетов, так и за несдачу отчётности о движении денежных средств.

Статья 15.25 КоАП РФ (нарушение валютного законодательства) гласит, что непредставление уведомления об открытии, закрытии счета или об изменении реквизитов счета влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 рублей. Должностным лицам придется заплатить штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей. Для юридических лиц это нарушение будет стоить от 800 000 до одного миллиона рублей.

Устанавливается ответственность и за представление уведомления с нарушением установленного срока и не по установленной форме. Это нарушение повлечёт наложение штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей, а на должностных лиц - от 5000 до 10 000 рублей.

Несоблюдение порядка представления отчётов или непредставление отчёта о движении средств по счетам и вкладам повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 2000 до 3000 рублей. Должностным лицам придется заплатить уже от 4000 до 5000 рублей. Повторное совершение этого нарушения грозит гражданам штрафом в размере 20 000 рублей, а должностным лицам - в размере от 30 000 до 40 000 рублей.

Как нужно отчитываться

Согласно новым правилам, отчёт о движении средств должен предоставляться ежегодно - не позднее 1 июня. Отчет представляется за период с 1 января по 31 декабря отчётного года. Если счёт был открыт после 1 января отчетного года, отчёт представляется за период с даты открытия по 31 декабря включительно. В случае закрытия счёта отчитываться нужно за период с 1 января по дату закрытия. Одновременно необходимо будет подать и уведомление о закрытии счёта.

В отчёте указываются данные клиента (ФИО, дата рождения, адрес, телефон, ИНН), наименование банка, номер счёта. Также необходимо указать информацию о расходовании и поступлении денежных средств. Никаких банковских выписок представлять не нужно. Выписки предоставляются только по требованию, если у налогового органа возникнут дополнительные вопросы к расходованию и поступлению денежных средств.

При этом подтверждающие банковские документы представляются в виде нотариально заверенной копии. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, также нотариально заверенный. Все документы должны быть действительными на день представления.

Сам отчёт может быть подан как на бумажном носителе - непосредственно в налоговый орган, так и через личный кабинет налогоплательщика. Во втором случае отчёт подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Если несколькими резидентами был открыт общий счёт в банке, отчёт представляется каждым резидентом. Для получения отметки о принятии отчёта он представляется на бумажном носителе в двух экземплярах. Один экземпляр отчёта с отметкой налогового органа о принятии отчета тогда возвращается резиденту в течение пяти рабочих дней. Второй экземпляр отчета остается в налоговом органе.

Налоговики не примут отчёт в случае наличия в нём ошибок и неточных сведений. Также отчёт будет возвращён при его заполнении не в полном объёме. Тогда необходимо будет представить исправленный отчёт. Он должен быть представлен в течение установленного в налоговом уведомлении срока. Этот срок не может быть менее 7 рабочих дней.

Получится ли утаить информацию о вкладах и счетах

В рамках сдачи отчётности может выясниться, что гражданин имеет зарубежные банковские счета и вклады уже в течение длительного времени. Таким образом, предоставление отчёта по новым правилам будет чревато для многих вкладчиков негативными последствиями. Налоговики узнают о счетах и оштрафуют за неуведомление об их открытии. Однако это не означает, что имеет смысл и дальше утаивать от государства эту информацию. Чем дольше сведения об открытии счетов остаются нераскрытыми, тем строже штрафные санкции, налагаемые на вкладчиков.

Причём налоговики могут узнать о счетах самостоятельно. Например, в ходе сотрудничества с контролирующими органами иностранных государств. Напомним, Россия в начале 2016 года уже присоединилась к международному соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией. К соглашению, подписанному в Пекине 12 мая 2016 года, присоединились 80 государств, в том числе Люксембург, Сейшельские острова и Швейцария. Подписание соглашения позволит России с 2018 года получать финансовую информацию от всех этих 80 юрисдикций.

Налоговые органы всех этих государств обязаны осуществлять сбор и передачу информации о счетах и вкладах любых иностранных вкладчиков на своей территории – причём, невзирая на банковскую и коммерческую тайну. Вся собранная информация будет направлена в ФНС России в течение 9 месяцев года, в котором осуществлялась проверка. Впервые такую информацию налоговики получат к сентябрю 2018 года.

Таким образом, если вкладчики самостоятельно не сообщат о своих счетах и вкладах государству, эту информацию налоговикам могут предоставить третьи лица - контролирующие органы иностранных государств, кредитные организации и т.д.

Ранее также был принят приказ ФНС России, утвердивший основы взаимодействия в этой сфере российских налоговиков и иностранных банков. Согласно приказу ФНС от 09.11.2015 № ММВ-7-14/501@, налоговая служба будет получать информацию от любых кредитных организаций, действующих за рубежом. Причём информация о счетах станет предоставляться не только в отношении валютных резидентов, но и всех россиян без исключения. Следовательно, статус нерезидента в случае выявления факта неуплаты налогов в этом случае не поможет.

Доначисление налогов

Последствия сокрытия информации о счетах и движении средств по этим счетам предугадать несложно. Первым делом вкладчики будут оштрафованы за сокрытие счетов. Как мы ранее говорили, штраф здесь может достигать 5000 рублей. Во-вторых, по всем совершённым операциям будет проведена налоговая проверка. Цена вопроса – налог на доходы физических лиц. Инспекция выяснит, откуда на счетах россиян появились деньги и, исходя из этого, доначислит налоги.

Кроме того, налогообложению подвергнутся и сами счета. Как известно, вклады предполагают начисление процентов в денежном эквиваленте. Соответственно, проценты по вкладам обложат налогом по ставке 13 процентов. Также вкладчикам-уклонистам будут доначислены пени и штраф за уклонение от уплаты обязательных платежей.

Санкции за неуплату налогов регламентированы статьей 122 НК РФ. В соответствии с ней неуплата или неполная уплата сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Это для случаев, когда неуплата произошла неумышленно. Например, в случаях незнания закона, или заблуждения. При умышленном уклонении от уплаты налога санкция увеличивается вдвое - до 40% от неуплаченной суммы.

Повлечёт наложение штрафов и просрочка предоставления налоговой декларации. Штрафы за это устанавливаются статьей 119 НК РФ. Величина штрафов составит 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления.

При этом не стоит забывать и о штрафах за осуществление незаконных валютных операций. По закону любая сумма денег, переводимая на зарубежный счёт, должна переходить путем транзита через российский банк. В противном случае весь полученный доход может быть попросту изъят в пользу казны РФ.

Статья 15.25 КоАП РФ регламентирует штрафы за перевод денег, минуя счета в российских банках. Это нарушение повлечёт наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции. Иными словами, доход от продажи той же недвижимости может полностью уйти на оплату штрафа. Плюс ко всему прочему – на владельца счёта будет наложена ещё целая совокупность штрафов.

Резюме по статье: восемь самых важных моментов

    Валютный резидент должен уведомить налоговый орган об открытии и закрытии счетов и вкладов, и об изменении реквизитов счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ.

    Уведомление об открытии и закрытии счёта подается не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) счёта или изменения реквизитов.

    Также резиденты обязаны раскрывать всю информацию о поступлении и расходовании средств на счетах.

    Штрафы за утаивание информации о счетах установлены КоАП РФ и составляют от 4000 рублей для граждан до 1 млн. рублей для организаций.

    Если граждане самостоятельно не сообщат о своих счетах, эту информацию налоговикам предоставят третьи лица - контролирующие органы иностранных государств, кредитные организации и др.

    Последствия сокрытия информации о счетах и движении средств по этим счетам могут быть такими:

    штраф за сокрытие счета;

    налоговая проверка по всем совершённым операциям (возможно доначисление налога на доходы физических лиц);

    проценты по вкладам обложат налогом по ставке 13 процентов;

    «уклонисты» также получат штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога;

    просрочка предоставления налоговой декларации также влечёт штраф (5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления);

    возможны штрафы за осуществление незаконных валютных операций (от ¾ до одного размера суммы незаконной валютной операции).

Указанное ниже распространяется на физических лиц, которые являются валютными резидентами Российской федерации (с 01.01.2018 это все граждане РФ) и провели в стране не менее 183 дней в течение календарного года. Требования не распространяются на граждан, которые суммарно в календарном году находились за пределами РФ более 183 дней (с того момента, как лицо достигло указанного количества дней).

Открытие/закрытие счета в банке за рубежом; изменение реквизитов счета (вклада) в банке за пределами РФ.

Срок подачи уведомления . 1 месяц от даты открытия/закрытия банковского счета.

Дополнительные документы прикладывать не нужно. Но в налоговой службе могут запросить предоставить реквизиты счета, копии заключенных договоров и др. для подтверждения достоверности информации.

Ответственность . При самостоятельном уведомлении налоговой службы, но с нарушением сроков - административный штраф от 1000 до 1500 рублей. При непредоставлении информации до момента, пока налоговый орган не узнал о наличии зарубежного счета - административный штраф от 4000 до 5000 рублей.

Отчет о движении средства по иностранному счету (вкладу).

Срок подачи уведомления . При наличии открытого счета: первый отчет - до 1 июня года, следующего за годом, в котором был открыт счет; далее - ежегодно до 1 июня. При закрытом счете: одновременно с уведомлением о закрытии счета за период с 1 января отчетного года (или с даты открытия иностранного года в текущем году) по дату закрытия счета включительно. Если иностранный счет был закрыт в 2015 году, то отчет должен быть предоставлен в налоговую службу до 01.01.2016 г.

Документы, которые прилагаются . Дополнительные документы прикладывать не нужно. Но в налоговой службе могут запросить предоставить, например, выписку по счету с указанием сумм и оснований зачисления для подтверждения достоверности информации и определения, какая сумма в Отчете является доходом.

Ответственность . При нарушении сроков более чем на 30 дней - административный штраф от 2500 до 3000 рублей. При повторном непредоставлении Отчета (пропуск отчетного периода) - административный штраф 20000 рублей.

Срок истечения исковой давности - 2 года с момента совершения правонарушения, то есть с 1 июня года, следующего за отчетным:

  • отчет за 2015 г. подается до 01.06.2016 г. (срок истечения - 01.06.2018 г.);
  • отчет за 2016 г. подается до 01.06.2017 г. (срок истечения - 01.06.2019 г.);
  • отчет за 2017 г. подается до 01.06.2018 г. (срок истечения - 01.06.2020 г.).

Декларация 3-НДФЛ

Если в Отчете о движении средств по иностранному счету указан положительный баланс, в ФНС затребуют предоставить выписку по счету для выявления дохода. С дохода, полученного от зарубежных источников, валютный резидент, который провел в пределах РФ 183 дня в году, должен уплатить налог в размере 13% .

Срок подачи декларации и уплаты налога. Декларация подается до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом (1 января - 31 декабря). Крайний срок для уплаты НДФЛ - 15 июля текущего года.

Документы, которые прилагаются . Дополнительные документы прикладывать не нужно. Но в ФНС могут запросить предоставить дополнительные документы для подтверждения достоверности информации.

Ответственность .

  1. При непредоставлении декларации - штраф в размере 5% от суммы налога, который не был уплачен за каждый месяц просрочки (полный и неполный после 1 мая). Минимальная сумма - 1000 рублей, максимальная - 30% от суммы неуплаченного налога. Срок истечения исковой давности - 3 года с 1 мая года, следующего за отчетным: декларация за 2014 г. подается до 30.04.2015 г. (срок истечения - 01.05.2018 г.).
  2. При неуплате/неполной уплате суммы налога в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления налога - штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога. Срок истечения исковой давности - 3 года с 1 января года, следующего годом уплаты НДФЛ: налог с полученной в 2014 г. прибыли уплачивается до 15.07.2015 г. (срок истечения - 01.01.2019 г.).
  3. Пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля).

Законность валютных операций

Важно помнить, что все валютные операции по иностранных счетах (зачисление и списание денег) проверяются на соответствие требованиям ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». При этом важно учитывать ряд особенностей:

  • зачисление средств на счет за пределами РФ должно быть операцией, которая прямо разрешена ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • все, что прямо не разрешено в ФЗ, является незаконной финансовой операцией;
  • законное списание средств, которые были зачислены на счет с нарушениями законодательства о проведении валютных операций, считается незаконной валютной операцией;
  • валютные операции между валютными резидентами РФ - запрещены кроме случаев, прямо обозначенных в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Напомним: с 01.01.2018 валютными резидентами РФ являются все граждане России.

Ответственность за нарушение валютного законодательства . Штраф в размере от 75% до 100% от суммы незаконной валютной операции.

Срок истечения исковой давности - 2 года с момента проведения операции. Срок давности для транзакций, которые были проведены до 05.04.2016, становит 1 год.

Важно: незаконное зачисление средств на иностранный счет и их дальнейшее использование - это 2 незаконные валютные операции. Размер штрафа в таком случае может достичь 200% от суммы.

Как ФНС может узнать о наличии счета за рубежом?

В налоговой службе могут узнать о наличии иностранного счета в рамках автообмена налоговой информацией по . Первый обмен запланирован на сентябрь 2018 года.

С 2015 года для россиян, имеющих персональные банковские счета за рубежом, настали большие перемены: теперь все физические лица – валютные резиденты Российской Федерации должны представлять ежегодный отчет о движениях средств на своих иностранных персональных счетах в налоговые органы страны.

Детали

До 2015 года отчеты о движении средств на зарубежных счетах в Федеральную налоговую службу России предоставляли лишь юридические лица и индивидуальные предприниматели. Но с 1 января 2015 года это касается абсолютно всех физических лиц, имеющих персональные счета в зарубежных банках, согласно части 7 статьи 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

2 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон №218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («ФЗ №218») от 21 июля 2014 года, согласно которому были внесены поправки в Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года. Согласно отдельным изменениям, вступившим в силу с 1 января 2015 года, физические лица, также как и юридические, должны регулярно подавать отчетность о движении средств на счетах в иностранных банках в налоговые органы РФ. Создание и согласование подзаконных актов заняло у Минфина почти год, и детальное описание процедуры подачи документов, сроки действия постановления и др. появились в открытом доступе в новой редакции 3 июня 2015 года.

На едином портале для размещения проектов правовых актов и результатов их публичного обсуждения Regulation.gov.ru был опубликован текст проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации». В этом документе устанавливается упрощенная процедура подачи отчетности физическими лицами, которая отличается от порядка, установленного для компаний.

На данный момент не все аспекты процедуры окончательно утверждены, но общие данные, в том числе и проект формы отчета, находятся в открытом доступе.

Процедура подачи отчетности

1 января 2015 года начался отчетный период, за который физические лица – резиденты России, имеющие счета в зарубежных банках, должны предоставлять ежегодный отчет о движении средств на них в налоговые органы по месту своего учета. Это касается всех физических лиц, признающихся валютными резидентами России и имеющих персональные счета в зарубежных банках. Нововведения касаются как активных, так и так называемых «спящих» счетов (dormant accounts).

Формы отчетности должны представляться физическими лицами в ФНС один раз в год. Согласно проекту, первый раз они подаются не позднее 1 июня 2016 года за 2015 год.

Необходимые документы

Отчет представляется по специальной упрощенной форме в одном экземпляре и состоит из двух страниц – «Титульного листа отчета о движении средств физического лица – резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации» (Лист №1) и «Отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации» (Лист №2).

Количество Листов №2 должно соответствовать числу счетов (вкладов), открытых в банках за пределами РФ.

В том случае, если один или более совместных счетов в иностранном банке открыты несколькими физическими лицами – резидентами РФ, то подавать документы в налоговые органы по обоюдной договоренности может один из них.

При этом в отличие от порядка, установленного для компаний, проект не требует от физических лиц представления вместе с отчетом подтверждающих банковских документов (банковских выписок и иных документов, выданных банком). Они могут быть запрошены налоговыми органами дополнительно лишь при возникновении спорных вопросов.

Это осуществляется в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков».

Запрошенные ФНС дополнительные документы должны быть представлены не позднее 20 рабочих дней с даты получения уведомления. Также, в случае обнаружения ошибки в заполнении предоставленной формы, налоговый орган посылает физическому лицу запрос (почтовым отправлением с уведомлением) для уточнения данных, на который нужно ответить в течение 10 рабочих дней с момента его получения.

Форма представления отчетности

Отчетность по движению средств на зарубежных счетах может представляться:

1. Через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru . Документы подписываются «усиленной неквалифицированной электронной подписью», которая признается равнозначной собственноручной подписи на бумаге. В данный момент личный кабинет и детализация предоставления документов находится в процессе доработки.

2. На бумажном носителе при личном присутствии.

3. Заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

4. При помощи официального представителя (имеющего нотариально заверенную доверенность).

По желанию заявителя может быть предоставлено два экземпляра отчета, в этом случае один из них, с отметкой налогового органа о принятии отчета, выдается на руки – или отправляется почтой (c уведомлением о вручении в течение пяти дней).

Датой предоставления отчета в ФНС считается:

При подаче через личный кабинет сайта www.nalog.ru – дата, которую фиксирует информационная система в момент направления отчета;

При личном присутствии или подаче отчета представителем на бумажном носителе – дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета;

При отправке почтой – дата почтового отправления с уведомлением о вручении.

В случае несоблюдения порядка предоставления отчетов в налоговые органы физические лица подлежат административной ответственности. Согласно проекту отдельных поправок, штраф за непредставление отчета составляет 5000 рублей, однако окончательные суммы всех штрафов еще не утверждены.

Собственникам зарубежной недвижимости

Валютное законодательство РФ содержит закрытый перечень операций, доходы по которым валютные резиденты нашей страны вправе зачислять на зарубежные персональные счета.

Доходы от продажи зарубежной недвижимости зачислять на зарубежные счета российское валютное законодательство не разрешает в принципе – такие доходы нужно проводить через российские банки и затем переводить полученные средства за рубеж уже как свои собственные.

Доходы от сдачи зарубежной недвижимости в аренду нерезидентам с 2014 года можно зачислять на зарубежные персональные счета, но только если счет россиянина-арендодателя находится в стране-члене Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В их число не входят такие популярные у российских инвесторов государства как Болгария, Латвия, Кипр, Черногория, Таиланд, ОАЭ – поэтому доходы от аренды недвижимости в них должны сразу зачисляться арендаторами на российские счета арендодателей в российских уполномоченных банках.

Это не касается доходов, полученных от сдачи в аренду недвижимости, оформленной на компании, трасты и иные структуры.

Системы контроля

При получении информации о новом постановлении правительства об отчетности физических лиц по движению средств на иностранных счетах возникает вопрос: существуют ли у государства механизмы по выявлению незадекларированных счетов россиян за границей – и как они работают на практике? Комментирует этот вопрос Артем Торопов, старший юрист по международному налогообложению юридической фирмы Goltsblat BLP (российская практика международной юридической фирмы Berwin Leighton Paisner):

«В данный момент обмен информацией в основном осуществляется по запросу в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения, но он остается достаточно ограниченным. Сейчас основные «поставщики информации» – в первую очередь сами граждане, которые добровольно декларируют свои счета по форме, установленной Приказом ФНС № ММВ-7-6/457@. Поскольку информация о таких лицах уже содержится в информационных базах ФНС, именно с них могут в первую очередь спросить отчеты о движении средств по новой форме, если такие отчеты не будут по какой-либо причине представлены в срок до 1 июня 2016 года.

Кроме того, обмен информацией по запросу на практике ограничен рядом юридических препятствий – например, установленная Протоколом 2011 года Статья 25а «Обмен информацией» российско-швейцарского налогового соглашения содержит ряд правовых оснований, по которым власти Швейцарии вправе отказать в раскрытии информации по запросу российских коллег.

Однако времена меняются. В 2014 году Россия ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, на основании которой в будущем, предположительно, с 2018 года, планируется участие России в международной системе автоматического обмена информацией. Также в 2014 году в рамках внесения изменений в российское законодательство в связи с законом FATCA введена взаимная мера, согласно которой иностранные банки в будущем будут обязаны ежегодно сообщать в ФНС России об открытых у них счетах (а) граждан (а не валютных или налоговых резидентов) России и (b) юридических лиц, которые прямо или косвенно контролируются гражданами России. Соответствующие проекты форм для автоматического обмена уже утверждены ФНС.

Кроме того, руководство ФНС заявило о своем предложении Минфину инициировать переговоры о заключении двусторонних соглашений об обмене информации по новому модельному соглашению 2014 года (включая обмен информацией об учредителях и бенефициарах трастов) с Лихтенштейном, Британскими Виргинскими островами, Каймановыми и Багамскими островами, Гибралтаром, островами Джерси, Гернси и Мэн. Понятно, что значительная часть этих мер – заявления, претензии и экстерриториальные правила, которые в большинстве случаев могут упираться в простое нежелание зарубежных суверенных государств осуществлять сотрудничество и идти на переговоры.

Однако вряд ли сейчас кто-то может достоверно сказать, насколько реально продвинется российская ситуация с автоматическим обменом если не к 2018-му, то к 2020, 2025 или 2030 году... Также как 15 лет назад было практически невозможно представить себе современный американский механизм FATCA. Учитывая нюансы исчисления сроков давности по валютным нарушениям и значительные сроки давности по уголовной ответственности за налоговые преступления, к началу автоматического обмена лучше не подходить с «багажом» в виде многочисленных случаев нарушения валютного и налогового законодательства.

Нужно также помнить, что валютные правила о зарубежных счетах касаются и тех граждан России, которые не являются налоговыми резидентами и не обязаны уплачивать российские налоги – многие из них сохраняют российскую регистрацию, регулярно приезжают в Россию и могут, с учетом ряда оговорок, быть признаны российскими органами в качестве валютных резидентов. Кроме того, у них могут возникать обязанности по раскрытию счетов, компаний и структур и уплате налогов в стране своего проживания – и в стране нахождения недвижимости.

Поэтому владельцам зарубежной недвижимости и персональных счетов в зарубежных банках нужно уже сейчас задуматься о соблюдении, а не игнорировании законодательных требований (по модели – валютный и налоговый резидент или нерезидент, типы доходов и операций по зарубежным счетам, периметр обязательств и раскрытия по российским правилам, масштаб потенциальных рисков и необходимые действия для их снижения, обязательства в иностранных государствах и т.д.), а также рассмотреть варианты структурирования владения недвижимостью и иными активами через грамотно построенные, раскрытые и соответствующие требованиям законов всех вовлеченных юрисдикций структуры».

На сегодняшний день вся актуальная информация по постановлению «Об утверждении Правил представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» публикуется на официальном сайте Regulation.gov.ru . О том, какие рамки административных наказаний будут применяться в случае просрочки и непредоставления документов в налоговые органы – и любых других деталях, касающихся Постановления, мы будем рассказывать в обновлениях к данной статье.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news .

Подписка на обновления

Ряд российских граждан (от студентов до олигархов) имеют валютные счета (вклады) за рубежом, и, чтобы принять решение, отчитываться перед ФНС России или нет, необходимо знать о последствиях, с которыми можно столкнуться в обоих случаях. Проанализируем, в какие сроки и для кого возникает обязанность отчитаться перед налоговыми органами о таких счетах (вкладах) и какие возможны санкции за ее неисполнение?

Требование к гражданам отчитываться по зарубежным счетам возникло в результате поправок, внесенных постановлением Правительства РФ от 12.12.15 г. № 1365 «О порядке представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» в Федеральный закон от 10.12.03 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ).

Граждане РФ имеют право открывать счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ (п. 1 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Согласно нормам Федерального закона от 8.06.15 г. № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее — Закон № 140-ФЗ) физические лица — резиденты должны представить специальную декларацию и отчет в налоговую инспекцию по месту своего учета о движении денежных средства по зарубежным счетам и вкладам (письма ФНС России от 15.10.15 г. № ОА-4-17/18004@, Минфина России от 13.04.16 г. № 03-10-10/21088, от 22.09.15 г. № 03-0310/54214).

В случае если несколькими физическими лицами — резидентами открыт общий (совместный) счет в банке за рубежом, то отчет о движении средств по счету в иностранном банке представляется каждым таким физическим лицом — резидентом (совместное письмо Минфина России и ФНС России от 14.06.16 г. № ОА-3-17/2664@). Данная кампания, проводимая государством, именуется как налоговая амнистия, поскольку предполагает соблюдение определенных гарантий физическим лицам со стороны государства.

Кто должен отчитаться

Прежде всего отметим, что не каждый гражданин РФ должен отчитаться о движениях по счетам (вкладам) в зарубежных банках. Такая обязанность возникает только у физических лиц — резидентов РФ. Причем понятие «резидент РФ» используется в значении, определяемом п.п. 6 п. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ, а не в понятии налогового законодательства. А понятия налогового резидента и резидента в целях применения положений валютного законодательства не совпадают (совместное письмо Минфина России и ФНС России от 3.09.14 г. № ОА-3-17/2962).

Так, резидентами в целях применения валютного законодательства являются:

граждане РФ, кроме постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года (в том числе имеющих вид на жительство в нем) либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года; постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства.

Как подтвердить статус валютного резидента РФ

Статус подтверждается копией загранпаспорта физического лица, в котором имеются отметки органов пограничного контроля (пункта пропуска) о пересечении государственной границы РФ, копией вида на жительство или иного документа, подтверждающего постоянное проживание на территории иностранного государства. Статус валютного резидента РФ могут приобрести граждане, которые проживали в иностранном государстве не менее 365 (366) дней, но прервали данный срок пересечением территории РФ.

Обратите внимание! Для того чтобы вновь приобрести статус валютного нерезидента РФ, нужно находиться непрерывно в иностранном государстве не менее одного года. Такие разъяснения приведены Росфиннадзором и поддерживаются судебной практикой (Апелляционное определение Московского городского суда от 4.04.14 г. № 33-10871/14).

Это означает, что практически все студенты, которые учатся за рубежом (как правило, учебный процесс длится менее одного года и студенты приезжают в Россию в учебный год), имеют статус валютного резидента РФ. А граждане РФ, которые постоянно проживают в иностранном государстве, но хотя бы один раз в год (даже на один день) приезжают в Россию, утрачивают статус валютного нерезидента со всеми вытекающими налоговыми последствиями, а также возможными нарушениями валютного законодательства.

Статус «резидента» РФ ограничивает граждан в части проведения определенных банковских операций.

Какие средства могут быть зачислены на банковский счет резидента РФ за рубежом

Перечень разрешенных операций по зачислению средств на зарубежных счетах приведен в ст. 12 Закона № 173-ФЗ. Такими операциями являются:

начисленные проценты на остаток средств по банковским счетам (во вкладах); денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего банка при открытии счета (вклада); наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад); денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады); заработная плата и иные выплаты, связанные с выполнением физическими лицами — резидентами за рубежом своих трудовых обязанностей (по заключенным ими с нерезидентами трудовым контрактам); оплата и (или) возмещения расходов работающим физическим лицам — резидентам, связанных с их служебными командировками; выплаты по решениям судов иностранных государств (за исключением решений международного коммерческого арбитража); пенсии, стипендии, алименты и иные выплаты социального характера; страховые выплаты, осуществляемые страховщиками-нерезидентами; возврат денежных средств, включая возврат ошибочно перечисленных денежных средств, возврат денежных средств за товар, услугу.

Кроме того, на счета физических лиц — резидентов, открытых в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены денежные средства от нерезидентов РФ в виде:

доходов от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за пределами территории РФ недвижимого и иного имущества физического лица — резидента; грантов; накопленного процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска принадлежащих физическому лицу — резиденту внешних ценных бумаг, иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям, векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги).

Обратите внимание! Список стран, территорий и организаций, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ, приведен на официальных сайтах: www.oecd.org и www.fatf-gafi.org.

Например, членами ОЭСР являются Германия, Италия, Турция, Швейцария, Люксембург. Членами ФАТФ являются Германия, Испания, Турция, Швеция и ряд других стран.

Таким образом, денежные средства, не разрешенные к зачислению на зарубежный счет в банке, должны быть зачислены на валютный счет резидента в банке на территории РФ. В противном случае — физическое лицо может быть наказано за нарушение валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции).

Вот почему так важно знать статус физического лица-резидента (нерезидента) в целях соблюдения валютного законодательства.

Пример

Физическое лицо — резидент РФ владеет недвижимостью в Болгарии и предоставляет ее в аренду нерезиденту РФ. На счет физического лица, открытого в банке Болгарии, поступает доход от сдачи имущества в аренду.

В этом случае физическое лицо — резидент РФ нарушает валютное законодательство, поскольку Болгария не является членом ОЭСР и (или) ФАТФ и ему грозит штраф по ст. 15.25 КоАП РФ — ¾ (75%) либо 1 (100%) от перечисленного рентного дохода. Кроме того, нельзя забывать о налоговых санкциях (НДФЛ по ставке 13% и штраф за неуплату налога в размере от 20 до 40% от суммы недоимки).

Для того чтобы избавиться от негативных последствий при осуществлении незаконных валютных операций (административный штраф, а также штраф за нарушение налогового законодательства), физическому лицу — резиденту РФ представляется возможность подать специальную налоговую декларацию.

Сведения, подлежащие декларированию

В представленной в налоговый орган специальной декларации физическое лицо должно отразить следующие сведения (п. 1 ст. 3 Закона № 140-ФЗ):

об открытых физическим лицом на дату представления декларации счетах (вкладах) в банках, расположенных за рубежом, об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета; о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) декларант на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем, а также представить описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем.

При этом о зарубежных счетах, открытых физическим лицом — резидентом РФ в период до 1.01.2015 г. и в отношении которых была исполнена обязанность по уведомлению налоговых органов по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов (п. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ), необходимость подачи специальной декларации отсутствует.

Вместе с тем на физических лиц — резидентов возложена обязанность по представлению налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ (совместное письмо Минфина России и ФНС России от 14.06.16 г. № ОА-3-17/2664@).

В том случае если у физического лица — резидента счет открыт в банке, расположенном в Крыму или Севастополе, то такой отчет не представляется (письмо Банка России от 7.08.14 г. № 12-1-4/1871).

С 1 января 2015 г. физические лица-резиденты РФ обязаны представлять налоговым органам по месту своего учета специальные отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за рубежом в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ (п. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).

Отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ за 2015 г. представляется физическими лицами — резидентами в налоговые органы по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.12.15 г. № 1365.

Отчет можно сдать непосредственно в налоговую инспекцию по месту жительства физического лица, отправить по почте с уведомлением о вручении и описью вложения либо воспользоваться электронным сервисом ФНС России (направить отчет через личный кабинет налогоплательщика, подписав его электронной подписью).

Совместным приказом ФНС России и Минфина России от 18.05.16 г. № ММВ-7-6/326@ утверждены Методические рекомендации по приему и учету специальных деклараций.

Отчет состоит из 2 листов, в котором приводится информация:

Ф.И.О., данные паспорта физического лица — владельца счета; наименование иностранного банка, в котором открыт счет (вклад); страна местонахождения; код страны; реквизиты счета (вклада); код валюты счета.

В табличной части отчета о движении денежных средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории РФ отражаются сведения:

остаток средств на счете на начало отчетного периода; остаток средств на счете на конец отчетного периода; зачислено средств за отчетный период — всего; списано средств за отчетный период — всего.

Количество листов отчета должен соответствовать числу открытых физическим лицом счетов (вкладов) в зарубежных банках.

Срок отчета

По общему правилу срок представления отчета — ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным периодом (с 1 января по 31 декабря). Однако до 1 июля 2016 г. продлен срок добровольного декларирования физическими лицами активов и банковских счетов за рубежом (информация ФНС России от 13.01.2016 г.).

Гарантии

Представив отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за рубежом до 1 июля 2016 г., физическое лицо — резидент РФ освобождается от уголовной ответственности при наличии оснований, предусмотренных п. 3 ст. 76.1 УК РФ, административной и налоговой ответственности (ст. 4 Закона № 140-ФЗ).

А с 1 января 2016 г. за непредставление отчета или иного нарушения порядка представления отчета будут применяться административные штрафы. Их размер предусмотрен п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Так, представление отчета по неустановленной форме либо с недостоверными сведениями будет наказываться наложением штрафа от 2 тыс. до 3 тыс. руб. Опоздание с представлением отчета будет наказываться штрафом от 300 до 500 руб. (при нарушении срока до 10 дней), от 2 тыс. до 3 тыс. руб. (при нарушении срока более 30 дней).

Резюме

Насколько продление срока добровольного декларирования простимулировало граждан сообщать о своих счетах (вкладов), открытых в зарубежных банках?

Официальная статистика налоговых органов пока отсутствует. Но, по утверждениям самих налоговиков, представление отчетов о вкладах (счетах) в зарубежных банках физических лиц (несмотря на простоту самого отчета) не носит массовый характер. Причин тому несколько.

Во-первых, физические лица — граждане РФ, долгое время проживающие за рубежом и ставшие по нашему Закону № 173-ФЗ резидентами РФ (разовый приезд в Россию), не владеют информацией о такой обязанности.

Во-вторых, несмотря на то что 12 мая 2016 г. в Пекине (на форуме Организации экономического сотрудничества и развития по вопросам налогового администрирования) Россия присоединилась к соглашению об обмене финансовой информацией, включающее в себя 80 стран, получить информацию сегодня о счете конкретного физического лица трудно. Исключение составляют лица, подозреваемые в противоправных действиях либо «отмывании» капитала.

Кроме того, реализация подписанного в Пекине соглашения начнется в 2018 г., а с учетом постоянно меняющегося российского законодательства этот срок кажется далеким.

Установлен порядок отчетности физических лиц об операциях с использованием зарубежных счетов

Соответствующее Постановление Правительства РФ, утверждающее правила отчетности (далее – «Правила») было официально опубликовано 22 декабря 2015 года и вступило в силу по истечении семи дней, т.е. с 30 декабря 2015 года.

Формально обязанность по представлению отчетов о движении средств на зарубежных счетах была введена для физических лиц-резидентов (в смысле валютного законодательства) законом «О валютном регулировании и валютном контроле» еще с
1 января 2015 года. С 1 января 2016 года за нарушение этой обязанности будет применяться мера ответственности в виде административного штрафа. Однако сам порядок исполнения обязанности до принятия Правил установлен не был. В частности, не были определены сроки и регулярность подачи отчетов, а также их содержание.

В течение 2015 года территориальные налоговые инспекции в отдельных случаях требовали от физических лиц информацию о движении денег на зарубежных счетах, ссылаясь на установленную Законом обязанность. По этому поводу ФНС РФ разъяснил, что в отсутствие установленного порядка представления отчетности у налоговых органов нет оснований требовать отчеты. Принятые Правила устраняют неопределенность в порядке исполнения обязанности и дают основания налоговым органам контролировать представление отчетов и применять меры административной ответственности к нарушителям.

Сроки и порядок представления отчетов

Согласно Правилам отчет подается один раз в год, в срок, не позднее 1 июня. В нем должны отражаться все операции по всем счетам в иностранных банках за предыдущий календарный год, т.е. за период с 1 января по 31 декабря включительно. В случае закрытия счета в иностранном банке отчет следует представлять одновременно с уведомлением о закрытии счета, т.е. не позднее одного месяца с момента закрытия счета.

Особо следует отметить, что отчетность за 2015 год является обязательной. Даже если счет был закрыт в 2015 году, отчет должен быть представлен не позднее 1 июня 2016 года. Если же счет был закрыт в начале 2016 года, то по общему правилу нужно будет предоставить как отчет за 2015 год (до 1 июня 2016 года), так и отчет за 2016 в течение одного месяца с момента закрытия счета.

Отчет может подаваться как в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика, так и на бумажном носителе (лично или через представителя, либо заказным почтовым отправлением).

В общем случае не предусмотрена обязанность подавать вместе с отчетом какие-либо документальные подтверждения. Однако на основании ч. 5 ст. 23 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» налоговый орган как агент валютного контроля вправе дополнительно затребовать такие документы, а для документов на иностранном языке – заверенный перевод. Практические сложности могут возникнуть, если налоговый орган потребует заверенный перевод выписки по банковскому счету. Поскольку в большинстве случаев банковские выписки не заверяются ни подписью, ни печатью банка, на практике российские нотариусы не признают такую выписку документом и отказываются заверять ее перевод. Для исполнения требования может понадобиться изготовление копии, заверенной нотариусом в стране по месту нахождения банка, ее легализация (или проставление апостиля) и последующее заверение перевода российским нотариусом.

Исходя из формулировки и смысла положений закона «О валютном регулировании и валютном контроле» счета-депо, открытые в иностранных банках для учета ценных бумаг, не попадают в сферу регулирования Правил и не требуют представления отчета. Однако не исключено, что для целей валютного контроля положения закона будут трактоваться расширительно.

Формально за пределами действия Правил остаются и т.н. брокерские счета. При этом следует понимать, что юридическими владельцами таких счетов являются сами брокеры, а не клиенты, чьи денежные средства находятся на этих счетах.

Меры ответственности

C 1 января 2016 г. за нарушение обязанности по представлению отчетов к физическим лицам будут применяться меры административной ответственности в виде денежного штрафа.

В случае непредставления отчета или иного нарушения порядка представления отчета, например, когда в отчет включены недостоверные сведения, размер штрафа составляет от 2 000 до 3 000 рублей. За повторное нарушение установлен штраф в размере 20 000 рублей.

За опоздание при подаче отчета размер штрафа зависит от длительности просрочки: от 300-500 рублей (за нарушение срока подачи отчетности на срок до 10 дней) до 3 000 рублей (за просрочку, превышающую 30 дней).

Аналогичные меры ответственности применяются и за непредставление (либо задержку в представлении) подтверждающих банковских документов.

Меры ответственности применимы в полном объеме за нарушения по представлению отчетности за период 2015 года. Так называемый «закон об амнистии капиталов»}

Просмотров