Нефтяной кризис или Энергетическая эволюция? Почём чёрное золото? Нефтяной кризис 1973 года последствия

Уже на второй день после начала войны Судного дня, 8 октября 1973 г., в Вене были свернуты переговоры о ценах на нефть между монополиями и странами-экспортерами, а 16 октября шесть стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Иран, Кувейт, Ирак, Абу-Даби и Катар) объявили о повышении справочных цен на нефть на 70 %. Цена на легкую аравийскую нефть взлетела до 7,15 долл. за баррель. Спустя еще четыре дня король Саудовской Аравии Фейсал объявил о прекращении поставок нефти в США, Нидерланды, Португалию, Родезию и ЮАР. Вслед за решением короля руководители других арабских стран также заявили о введении нефтяных санкций в отношении других стран Западной Европы и Японии. Так начался мировой нефтяной кризис 1973 – 1974 гг.

В годы холодной войны нефть и природный газ превратились в важнейший инструмент внешней политики двух враждующих лагерей. Советское руководство использовало поставки естественных ресурсов своим союзникам в обмен на лояльность и поддержку политики Москвы. Упоминаниями о просьбах лидеров соцстран увеличить поставки советских углеводородов испещрены дневниковые записи Л.И. Брежнева. «Вопрос о нефти – тяжелый вопрос […] Главная наша просьба – это нефть, в 70 г. дать 10 млн т., до 75 г. 16 млн т. Возникает вопрос о природном газе. 3 млрд т3 – к 75 году» – конспективно излагал генсек просьбы лидера ГДР В. Ульбрихта на встрече в сентябре 1966 г. 1 «Мы не видим другого выхода как получать газ и нефть из Советского Союза» – записал Брежнев слова руководителя Болгарии Т. Живкова в марте 1967 г. 2

Для обеспечения потребностей своих экономик западные страны использовали дешевую нефть, добываемую в арабских странах, в Африке, в Латинской и Центральной Америке. Заниженные цены на углеводороды были одной из составляющих процветания политики неоколониализма. В топливно-энергетическом балансе Западной Европы, Японии и отчасти Северной Америки доля нефти увеличилась с 26 % в 1950 г. до 49 % к 1970 г., доля природного газа выросла с 12% до 23 %, тогда как доля угля упала с 53% до 25 %. Основной экспорт «черного золота» шел из арабских стран. Если в 1950 г. Ближний Восток и Центральная Азия поставляли 37,5 % всей экспортной нефти, то к 1973 г. эта доля составляла почти 66 % (табл. 1).

Таблица 1. Торговля нефтью в мире (без социалистических стран) в 1960 – 1973 гг. в млн т.

Но несмотря на фантастический рост добычи нефти, арабские страны не получали такой же сказочной прибыли от ее конечной реализации потребителям. Дело в том, что сырая нефть продавалась американским и английским монополиям, которые в свою очередь перепродавали ее западным странам. Например, в 1972 г. 50 % японской и 30 % западноевропейской импортной нефти поставлялись американскими компаниями. Монополиям было крайне выгодно сохранение низких цен на углеводороды. В 1960 – начале 1970 гг. цена на легкую аравийскую нефть (кстати, весьма близкую по качеству советской экспортной нефти) колебалась в районе 3,5 – 4,2 долл. за баррель. В феврале 1971 г. в Тегеране между странами-экспортерами и руководителями монополий был заключен договор о справочных ценах на нефть. Согласно ему в течение пяти лет цены на баррель нефти ежегодно автоматически повышались на 4,5 %, т.е. максимум на два цента в год.

Но у лидеров молодых арабских государств возрастали политические амбиции, увеличивались экономические аппетиты, и дешевая нефть их не устраивала. В конце 1960 – начале 1970-х годов страны-экспортеры заметно расширили степень своего влияния на ценообразование «черного золота». После широкомасштабной национализации нефтедобывающих компаний, прокатившейся волной по всем исламским государствам, ряд арабских лидеров настойчиво заявили о необходимости получать справедливую долю прибыли от реализации нефти. Последней каплей для арабских стран стал вооруженный конфликт с Израилем в октябре 1973 г., получивший название Октябрьской войны или войны Судного дня. В этой войне страны Запада и, в первую очередь США, поддержали Израиль. Ответ арабов не заставил себя долго ждать.

Уже на второй день после начала войны, 8 октября 1973 г., в Вене были свернуты переговоры о ценах на нефть между монополиями и странами-экспортерами, а 16 октября шесть стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Иран, Кувейт, Ирак, Абу-Даби и Катар) объявили о повышении справочных цен на нефть на 70 %. Цена на легкую аравийскую нефть взлетела до 7,15 долл. за баррель. Спустя еще четыре дня король Саудовской Аравии Фейсал объявил о прекращении поставок нефти в США, Нидерланды, Португалию, Родезию и ЮАР. Вслед за решением короля руководители других арабских стран также заявили о введении нефтяных санкций в отношении других стран Западной Европы и Японии. Так начался мировой нефтяной кризис 1973 – 1974 гг.

Нефтяное оружие уже использовалось ранее исламскими странами. Еще в 1967 г. во время так называемой Шестидневной войны арабы объявляли нефтяной бойкот западным странам. Но именно во время кризиса 1973 – 1974 гг. были применены многообразные санкции – от сокращения добычи нефти, национализации международных компаний до дифференцированного ограничения поставок нефти различным странам и выборочного эмбарго. Например, объем нефтепоставок во Францию остался на прежнем уровне. Другое дело, что под влиянием расшатывающегося рынка, цены на углеводороды поползли верх. Уже в декабре 1973 г. цена одного барреля нефти составляла 9,14 долл. Вслед за арабами цену на нефть подняли Венесуэла и Индонезия. В январе – феврале 1974 г. цена достигла 23 долл. за баррель.

В первую очередь кризис больно ударил по странам Западной Европы и Японии. Значительно сократились объемы производства автомобильной, химической и целлюлозно-бумажной промышленности. Во многих странах вводился режим экономии, например, ограничивались скорости движения на автотрассах. В ФРГ под запрет попали поездки на личных автомобилях по воскресеньям, в Англии стали раздаваться талоны на получение бензина. Самое жесткое ограничение ввела Италия – уличное освещение в стране уменьшилось на 40 %, а все бары и рестораны должны были закрываться в 11 часов вечера.

И все же сообщения о небывалом экономическом спаде нередко специально усиливались СМИ, чаще всего для того чтобы обосновать неизбежность повышения цен. Несоизмеримо большее влияние нефтяной кризис оказал на психологию европейцев и японцев. Нарушение поставок как будто бы вернуло их к тяжелым послевоенным годам, а все достижения пятидесятых и шестидесятых оказались перечеркнуты. В Японии нефтяное эмбарго породило панический спрос на повседневные товары. Как писал Д. Ергин: «Домохозяйки бросились в магазины скупать стиральные порошки и туалетную бумагу, создавая запасы, которых бы хватило не менее чем на два года. И если бы не государственное регулирование, цены на туалетную бумагу повысились бы в четыре раза, как это произошло с нефтью» 3 . Кризис отражался на политических настроениях, способствовал росту авторитета правых сил. В ФРГ в 1974 г. СДПГ проиграла коммунальные выборы в ряде земель ХДС/ХСС; заметно активизировались правые партии в Финляндии.

США пострадали от нефтяного кризиса не меньше своих западноевропейских партнеров. Создавшийся дефицит руководство Америки попыталось компенсировать за счет других источников – нелегальной арабской нефти (в основном из Ливии) и увеличения поставок из неарабских стран (например, из Нигерии). Но основной упор администрация Р. Никсона делала на экономию имеющихся ресурсов. Обращаясь к нации 25 ноября 1973 г., американский президент предложил ввести следующие меры: увеличить производство топливного мазута, за счет производства бензина; прекратить продажу бензина владельцам колонок по воскресеньям; сократить на 15 % горючее для гражданской авиации; предельно уменьшить наружное освещение и световую рекламу. Никсон объявил о переходе на круглогодичное «летнее время». Но гораздо больше беспокойство Госдепартамента США вызывало неустойчивое положение на мировом рынке американских нефтяных монополий, а также попытки двухсторонних переговоров европейских стран и Японии с нефтедобывающими странами. Особую озабоченность американцев вызвало сближение Франции с Саудовской Аравией.

Казалось бы, что потенциально в выигрыше от нефтяного кризиса оказался Советский Союз и социалистические страны. В годы правления Л.И. Брежнева как никогда прежде возросла добыча нефти и газа (табл. 2). Во время восьмой (1966–1970 гг.) и девятой (1971–1975 гг.) пятилеток началось стремительное освоение сибирских нефтегазовых месторождений. Однако вплоть до 1975 г. СССР экспортировал довольно ограниченные объемы нефти, оставляя ее преимущественно для внутреннего потребления. Так, например, в 1972 г. было продано всего 75,9 млн т нефти, 10,6 млн т мазута и 4,1 млн т автомобильного бензина. В 1973 г. эти цифры существенно не поменялись: 85,1 млн т нефти, 5,0 млн т автомобильного бензина, 9,7 млн т мазута. Подавляющая часть советских сырьевых ресурсов продавалась членам СЭВ по фиксированным ценам, т.е. в четыре – пять раз ниже рыночных. Кроме того, Советский Союз был вынужден получать нефть по мировым ценам из арабских стран в счет оплаты долгов, что наносило прямой удар по экономическим интересам страны.

Таблица 2. Добыча нефти и газа в СССР (1964–1972 гг.)

Другое дело – газовая отрасль. Сжижений природный газ активно экспортировался за пределы СССР. Именно к газу проявляли интерес западные страны. Так, в 1968–1971 гг. советское руководство провело несколько раундов переговоров с Францией по вопросам разработки газовых месторождений с высоким содержанием сероводорода. В 1971 г. переговоры завершились закупкой у Франции крупной партии оборудования и труб для разработки Оренбургского газового месторождения и строительства Оренбургского газохимического комплекса на сумму около 1 млрд валютных руб.

Особый интерес к советскому газу (а отнюдь не к нефти, как утверждают некоторые публицисты) проявляли американцы. Видимо, впервые эта идея прозвучала на встрече Л.И. Брежнева и не так давно избранного на пост президента Р. Никсона в 1969 г. Именно при Р. Никсоне, как утверждает Д. Ергин, вопросы энергетики и обеспечения ресурсами стали всё чаще появляться на повестке дня 4 . Но более детально план поставок сжиженного газа обсуждался позже, скорее всего в ноябре 1971 г., во время пребывания в СССР министра торговли США М. Стена. После этой встречи администрация Никсона официально объявила о намерениях импортировать советский газ 5 . С американской стороны проект планировалось реализовывать через посредничество трех промышленных гигантов – «Texaco», «Tenneco» и «Brown & Root». Общие капиталовложения составляли около 5–8 млрд руб. Планировалось, что в США будет импортироваться до 55 млн м³ газа в день.

Ситуация с поставками газа осложнялась тем, что после 1952 г. торговые отношения между СССР и США фактически были разорваны: Советский Союз потерял статус наибольшего благоприятствования. Товарооборот между двумя странами оставался на низком уровне (табл.3).

Таблица 3. Товарооборот между СССР и США в 1946–1972 гг. (млн руб.)

В 1972 г. после очередной встречи Л.И. Брежнева и Р. Никсона, когда процесс политической разрядки между двумя странами достиг максимума 6 , было принято решение урегулировать и торговые отношения. В октябре 1972 г. в Москву прибыл советник Президента по национальной безопасности Г. Киссинджер. На повестке дня стояли вопросы о выплате долга по ленд-лизу и о заключении газового соглашения. Советский лидер конспективно зафиксировал в своих дневниковых записях ход переговоров: «Справка по газу т. Байбакова Н.К. Тюменский газ. Запасы на сегодня – 10 триллионов, оформляется до 15 триллионов, будет до 100 триллионов. Якутский газ. Промышленость – 300 млн, прогнозируется до 13 триллионов. При трубе 1 метр на 30 лет. Справочно. Лучше на Магадан, трасса легче, короче. 10 миллиардов газа в год – не совсем рационально. Лучше – 15 – 20 миллиардов в год. Положим большого диаметра трубу. Самое богатое дело для сделки – это тюменский газ. Будет до 100 триллионов м³. Вести трубу на Мурманск – можно договориться на 30-50 лет. На Магадан – кредит 3 – 4 миллиарда будет» 7 .

По итогам встречи 16 октября 1972 г. были подписаны соглашения. Стратегическое значение имели: торговый договор, предусматривавший введение для СССР режима наибольшего благоприятствования в области таможенных сборов и пошлин, договор по ленд-лизу, урегулировавший порядок расчетов 8 и соглашение о кредитовании Советского Союза. Уже через два дня Никсон подписал указ о разрешении американскому Экспортно-импортному банку кредитовать торговые операции в СССР на срок до 16 лет при ставке 6,5 – 6,8 % годовых. Спустя месяц руководство банка выделило первый кредит СССР в размере на 500 млн долл. для покупки машинного оборудования в США.

С конца 1972 – начала 1973 г. в Америке участились предварительные переговоры с компаниями «Texaco», «Tenneco», «Brown & Root» о возможном экспорте газа из тюменских месторождений на Атлантическое побережье и строительстве газопровода Уренгой – Мурманск, а также с фирмой «El Paso», заинтересовавшейся поставками якутского газа на Тихоокеанское побережье. К разработкам советских месторождений проявляли интерес и другие фирмы, в частности рокфеллеровская «Exxon», а представители из «International Harvest» и «Caterpillar» заключили с Мингазпромом СССР контракты на поставку 410 бульдозеров и 630 трубоукладчиков общей стоимостью почти 90 млн свободно конвертируемых рублей. Советские промышленники стали активно знакомиться с технологиями по добыче нефти и газа, использовавшимися в США. В частности, на 1974 г. была запланирована покупка американского завода по производству баритового концентрата. Появились и противники газового проекта. Сенатор У. Проксмайер и президент независимой ассоциации производителей нефти Т. Меддерс считали такую перспективу «крайне возмутительной» и ведущей к тому, что в руках СССР окажется «вентиль, перекрывающий поступление топлива на восточное побережье».

Все ждали, что именно в 1973 г. президент Никсон выступит с заявлением о политике США в области энергоресурсов, в котором определит позицию Америки по экспорту советского газа. Однако официального заявления все не было. И даже после начала энергетического кризиса Белый Дом сохранял безмолвие по этому вопросу. Все это рождало мифы, вызывало непонимание не только среди американского политического класса, но и простого населения. Не зная деталей политической разрядки, большинство американцев относилось с недоверием к любым совместным с СССР проектам. Посол СССР в США А.Ф. Добрынин сообщал в Москву в конце 1973 г. о настроениях общественности: «Тема двухсторонних отношений между СССР и США, как показывают наши наблюдения, также остается недостаточно ясной и определенной для многих американцев, как в силу искажения ее органами массовой информации, так и по причине незнания американцами конкретики советско-американского сотрудничества в различных областях». В американских СМИ стали появляться сообщения о том, что Р. Никсон якобы обязался ежегодно отдавать 25 % урожая зерна, только чтобы Москва согласилась подписать ОСВ-I. Появлялись и другие компрометирующие власть слухи.

Все эти скандалы, слухи и особенно разгоравшийся Уотергейт стали активно использоваться противниками политической разрядки для сдерживания любых советско-американских проектов. Например, бывший заместитель госсекретаря США Дж. Болл, выступая в начале 1973 г. в Конгрессе перед подкомиссией по делам НАТО, заявил: «Что является наибольшей опасностью впереди? Я полагаю, что не столько то, что Европа будет повержена военной силой, сколько то, что ее политический организм будет ослаблен разрядкой до такой степени, что давление в сторону компромисса с Востоком сможет довести до постепенной атрофии способности Запада сохранять свою свободу и независимость».

На этом фоне особую известность приобрел сенатор Г.М. Джексон, который выступал за лишение СССР режима наибольшего благоприятствования в торговле и непредоставления ему кредитов. Законодательные инициативы конгрессмена озадачили советское руководство. Во время встречи с Р. Никсоном в июне 1973 г. Л.И. Брежнев бегло набросал в своих записях ответ президенту США: «Я хочу откровенно сказать о двух важных моментах, которые привлекли мое внимание и которые, конечно, нуждаются в изучении. Это, во-первых, поправка сенатора Джексона к проекту резолюции Сената о ратификации московского договора. Я знаю, что он принадлежит к оппозиционной партии. Однако дело в том, что Джексон дает понять, что его поправка как бы согласована с правительством. Во-вторых, обращает внимание тот факт, что выделены повышенные ассигнования на разработку новых систем американского стратегического оружия» 9 .

Американское руководство пыталось сохранить лицо. В частности, во время беседы с главным редактором газеты «Правда» и членом ЦК КПСС М.В. Зимяниным посол США в СССР У. Стессел, как зафиксировал в своей записке главред, «иронически отметил, что активность этого законодателя (т.е. Г.М. Джексона – Н.П.) против разрядки объясняется прежде всего его притязаниями на президентское кресло». Однако даже без поправок демократа Джексона советская сторона, начиная с начала 1974 г., стала отмечать постепенное охлаждение отношений в экономической области. Так, во время очередной сессии Комитета по вопросам торговли между СССР и США, американцы, декларируя необходимость долгосрочного сотрудничества, заявили, что все экономические отношения необходимо свести лишь к купле-продаже лицензий и обмену информацией. Даже замминистра внешней торговли в СССР В.С. Алхимов, составивший по итогам совещания записку для ЦК отмечал, что «не информационные вопросы должны лежать в основе долгосрочных соглашений».

Но, видимо, американцы все решительнее обрывали любые возможности сотрудничества с Советским Союзом, в том числе и в энергетической сфере. В этой ситуации не помогал даже кризис. Так, за два месяца до ухода Р. Никсона с поста президента, бывший посол США в СССР У.А. Гарриман в ходе беседы с директором Института США Г.А. Арбатовым заявил, что такие фантастические проекты, как газовый, вызывают отрицательную реакцию в Америке, и русским необходимо отказаться от реализации этой идеи. Позднее в записке в ЦК Арбатов делился такими соображениями: «Чем бы не закончилось Уотергейтское дело, реальная борьба вокруг всего комплекса проблем, связанных с советско-американскими отношениями будет развертываться не вокруг того, что сейчас может находиться на поверхности (эмиграция в Израиль 10 , диссиденты и т.п.), а именно вокруг военно-политических вопросов. Здесь, судя по всему, уже наметился и будет все дальше выявляться основной водораздел в сфере внешней политики – между сторонниками холодной войны и теми, более реалистическими кругами, которые выступают за разрядку, снижение угрозы войны, развитие взаимовыгодного сотрудничества». Оправдались самые худшие прогнозы Арбатова. В конце 1974 г. новый президент США Дж. Форд официально объявил о свертывании газового проекта, а в январе 1975 г. он подписал билль о принятии поправки «Джексона-Вэника» к закону о торговле. Все прежние экономически договоренности между СССР и США были сведены к нулю.

Другие соцстраны пострадали от кризиса 1973 – 1974 гг. больше, чем СССР. При этом речь шла даже не о дефиците нефти (для братских стран он легко покрывался поставками из Советского Союза), а о дополнительных валютных вливаниях в бюджет. Например, заместитель постоянного представителя Кубы в СЭВ в своей справке для Москвы писал: «Настоящий кризис не несет прямого ущерба Кубе ввиду того, что весь наш импорт нефти идет из СССР по благоприятным для нас ценам и срокам. Однако он оказывает отрицательное влияние на операции, проводимые в свободно конвертируемой валюте, ввиду значительного импорта, который нам приходится осуществлять из капиталистических стран». Повышенные импортные цены значительно ухудшили торговые показатели, привели к дефициту платежного баланса и увеличили задолженность соцстран перед капиталистическими странами. Например, внешний долг Чехословакии вырос с 17,5 млрд крон в 1973 г. до 26,0 млрд в 1974 г. и до 30,7 млрд в 1975 г., бюджетные дотации на торговлю с западными странами увеличились почти до 14 млрд крон или 60 % прироста национального дохода.

Но если ситуация в ЧССР была относительно типична для других стран соцблока, то в Румынии дела складывалась совсем иначе. Задолго до нефтяного кризиса 1973 г. еще с конца 1950-х годов, Бухарест стал проводить самостоятельную политику, часто не согласованную с Москвой. Впервые такие шаги предпринял руководитель румынской рабочей партии Г. Георгиу-Деж. Но, пожалуй, именно при его преемнике – Н. Чаушеску, эта доктрина была положена в основу внешнеполитического курса СРР. Придя к власти в 1965 г., Чаушеску довольно быстро установил тесное сотрудничество с западными странами.

Особенно активно в начале 1970-х годов развивались отношения между СРР и США. Торговый оборот с Америкой в течение пяти лет увеличился почти в два раза – с 79,9 млн долл. в 1969 г. до 190 млн долл. в 1973 г. В 1971 – 1973 гг. количество американских делегаций, посетивших Румынию, почти в три раза превысило количество румынских делегаций в Штаты. С официальными визитами в Бухарест приезжали: государственный секретарь В. Роджерс, сенатор, член комиссии по иностранным делами и комиссии по сельскому хозяйству П. Финдлей, конгрессмен, личный представитель президента США Дж. Д. Ваггонер, группа сенаторов, во главе со С. Саймингтоном (среди которых были, Г. Джексон, Т. Иглтон, Ф. Мосс и др.), представитель авиакомпании Боинг Е.Х. Бульоун, специальный советник Президента США по экономическим вопросам Ч. Колсон, заместитель госсекретаря по торговле С. Лазарус, председатель Совета по экономическим делам президента США Г. Штейн, председатель банка Чейз Манхэтен Д. Рокфелер и многие, многие другие.

Важным шагом в закреплении двухсторонних отношений стала поездка Н. Чаушеску в Вашингтон в декабре 1973 г., т.е. во время уже разгоревшегося нефтяного кризиса. В ходе визита был подписан ряд документов, определявших перспективы развития румынско-американских отношений. Среди них совместные коммюнике и декларация об экономическом, промышленном и техническом сотрудничестве, конвенция о прекращении двойного налогообложения, соглашение о гражданских воздушных перевозках и о рыболовстве в западном районе Атлантического океана, ряд специальных соглашений между румынскими предприятиями и американскими фирмами по вопросам развития отношений в области машиностроения, электроники, химии и нефти.

Не исключено, что в ходе встречи могли состояться переговоры о возможной поставке нефти из арабских стран в США через Румынию. Прямых доказательств этому нет, но есть косвенные факты. Так, практически через несколько месяцев Чаушеску сделал запрос в Москву об увеличении поставок нефти из СССР. Надо отметить, что Румыния импортировала из Советского Союза незначительные объемы углеводородов по сравнению с другими членами СЭВ. В 1973 г. Бухарест закупил всего 522 тыс. тонн советских нефтепродуктов. К примеру, ГДР в том же году оплатила почти 2 млн тонн нефти. Для нужд своей экономики Румыния использовали собственную нефть. В начале 1970-х годов в СРР добывалось около 14 – 15 млн тонн карпатской нефти. В стране были построены нефтеперерабатывающие заводы, мощностью почти 18 млн тонн. Румыния экспортировала бензин, мазут, дизтопливо, масла в западные страны. Наиболее крупными покупателями были Италия, Голландия, ФРГ, Япония, Турция, Греция. Растущий экспорт заставлял Румынию покупать сырую нефть у арабов.

Москва довольно настороженно отнеслась к просьбе Бухареста. Советское руководство хорошо помнило, говоря словами посла СССР в Румынии, «ярко выраженный практицизм, национальный эгоизм внешней политики Румынии, стремление руководства всеми возможными способами обеспечить нынешние, как оно их представляет, интересы своей страны без учета стратегических интересов социалистического содружества в целом». За этими словами стояли вполне конкретные цифры. Вслед за увеличением экономического сотрудничества с западными странами, доля Советского Союза во внешнеторговом обороте Румынии сократилась с 27% в 1970 г. до 21% в 1973. Поэтому после многомесячных бесплодных переговоров представители советского Госплана официально объявили румынской стороне, что из-за отсутствия ресурсов «не представляется возможным осуществить поставку из СССР нефти».

Потерпев неудачу в переговорах с Москвой, Чаушеску намеревался увеличить поставки нефти из арабских стран. Но и здесь его ждал полный провал. Румыния была единственной страной из соцблока, которая официально не осудила Израиль во время войны Судного дня. Более того, Бухарест продолжил экономическое сотрудничество с Тель-Авивом, активно использовал нефтепровод Акаба-Хайфа, который пролегал по израильской территории. Наконец, в планах Чаушеску было строительство под Констанцей лагеря для евреев-эмигрантов из соцстран.

Все эти шаги вызвали закономерное раздражение арабов. В декабре 1973 г. на конференции в Алжире руководители стран Персидского залива предложили распространить на Румынию нефтяное эмбарго. Лишь отдельные лидеры исламских государств не поддержали эту идею. В частности, против этого выступил алжирский лидер Х. Бумедьен. Однако уже в январе 1974 г. на очередном совещании арабских стран в Абу-Даби против Румынии был введен ряд экономических санкций. В частности, был наложен запрет на импорт почти 50 наименований румынских товаров и экспорт арабской нефти. Эмбарго могло быть снято только при условии разрыва дипотношений с Израилем.

Формально санкции должны были вступить в силу на очередном совещании руководителей арабских стран в апреле 1974. Воспользовавшись ситуацией, Н. Чаушеску решил совершить турне по исламским странам. Уже в феврале он прибыл в Ливию. Выбор был не случаен. Из всех арабских стран Ливия была самым крупным внешнеполитическим партнером Румынии. Кроме того, в румынском МИДе считали, что М. Каддафи будет стремиться выйти из изоляции, в которой он оказался из-за своей политической позиции. Расчеты Бухареста оправдались. В ходе официального обеда, подняв тост за Чаушеску, Каддафи хотя и раскритиковал его за сохранение отношений с Израилем, но одобрил политику СРР по «освобождению Румынии от влияния великих держав». Впрочем, для сохранения поставок ливийской нефти (3 млн т в год) Чаушеску пошел на ряд политических уступок. В частности, Румыния отказывалась от использования нефтепровода Акаба-Хайфа.

В Ливане визит Н. Чаушеску носил формальный, представительский характер. Центральным местом здесь стала пресс-конференция в Бейруте 16 февраля 1974 г. В ходе нее Чаушеску был задан вопрос о разрыве дипотношений с Израилем. В ответ он заявил, что разрыв отношений не поможет решить арабо-израильские проблемы. В Сирии – следующей стране заграничного турне румынского лидера – совестно с Х. Асадом было подписано совместное соглашение, в котором «выражалась озабоченность продолжающимся конфликтом, высказывалось убеждение, что сохранение под оккупацией арабских территорий, силой захваченных Израилем, порождает постоянное напряжение и опасности возникновения новых военных действий». Самой безрезультатной оказалась поездка в Ирак. По словам иракского посла в Москве, Багдад не подписал никаких соглашений из-за «глубокой пропасти», разделяющей позиции сторон по целому ряду проблем, в частности, по палестинскому вопросу. Так, Ирак даже отказался подписать декларацию о культурном сотрудничестве.

Несмотря на неоднозначные итоги поездки Н. Чаушеску, нефтяное эмбарго против Румынии так и не было введено. В марте 1974 г. нефтяные санкции были сняты с США, а спустя несколько месяцев и с других стран. Острая фаза кризиса миновала, все привыкали жить по новым правилам. Энергоресурсы превратились в неотъемлемую часть экономики всех стран, независимо от их идеологии и социального устройства. Для СССР кризис стал отправной точкой в стремительном развитии нефтегазохимического комплекса. Провал американского проекта не только не ослабил, а даже усилил амбиции советского руководства в энергетической отрасли. СССР стала активно вкладывать деньги в развитие нефтегазовой отрасли и наращивать прибыль. На Западе сущность энергетического кризиса нередко умышленно драматизировалась. Многие заявляли об истощении углеводородов. Однако кризис был порожден двумя разнонаправленными явлениями: превращением ведущей капиталистической державы США из экспортера в крупнейшего импортера углеводородов, а также крахом старой структуры мирового рынка нефти, появлением новых субъектов и новых отношений и, как следствие, изменением механизма ценообразования на нефть. В каком-то смысле энергетический кризис 1973 г. был провалом энергетической стратегии политики неоколониализма, направленной на обеспечение потребностей экономики развитых стран за счет дешевого сырья и топлива из развивающихся стран. Именно нефтяной кризис окончательно закрепил новую постколониальную систему мирового политического и экономического устройства.

1 РГАНИ. Ф. 80. Оп. 1. Д. 978. Л. 87–89.
2 Там же. Д. 990. Л. 82.
3 Ергин Л. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. М., 1999. С. 479.
4 Там же. С. 455.
5 Oil and Gas Journal. May 29, 1972. Pp. 12–15; December 6, 1971. p.37; Jan. 31, 1971. P. 68; June 5, 1972. P.41; Gas World. June 10, 1972. P. 196; Gas. March 1972. P. 63 – 65; April 1972. P. 57.
6 Именно в 1972 г. в ходе визита американского президента в Москву был подписан знаменитый договор ОСВ-I.
7 РГАНИ. Ф. 80. Оп. 1. Д. 983. Л. 41 об–42.
8 Соглашение по ленд-лизу предусматривало выплату 722 млн долларов в течение 30 лет с 1972 по 2001 г.
9 РГАНИ. Ф. 80. Оп. 1. Д. 984. Л. 47.
10 Примечательна реакция Л.И. Брежнева на внешнее давление по поводу Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 г. «О возмещении гражданами СССР, выезжающими на постоянное жительство за границу, государственных затрат на обучение», который ограничивал эмиграцию евреев из Советского Союза. Находясь в Завидово в октябре 1972 г., он сделал следующую пометку в своих дневниковых записях: «Как бы указ о евреях не отменять, а де-факто не применять» [РГАНИ. Ф. 80. Оп. 1. Д. 983. Л. 38].

Вконтакте

Нефтяной кризис 1973 г. начался 17 октября 1973 г., когда ОПЕК, в которую входили все арабские страны-члены ОПЕК, а также Египет и Сирия, заявила в ходе , что она не будет поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль в этом конфликте с Сирией и Египтом.

Это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе.

В течение следующего года цена на нефть поднялась с 3 до 12 долларов за баррель.

Нефтяной кризис 1973 г. был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим.

ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу.

Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.

Результатом экономического нажима ОПЕК стала декларация совета министров стран Общего рынка, поддержавшая позицию арабов.

Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем.

Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть.

Вместе с тем, Нефтяной кризис 1973 г. способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза.

Фотогалерея



Полезная информация

Нефтяной кризис 1973 г.
также известен под названием «нефтяное эмбарго»
ивр. משבר האנרגיה העולמי
араб. أزمة النفط عام 1973
англ. 1973 oil crisis

Нефтяной кризис в США

В специальном послании конгрессу по вопросам энергетики от 29 июня 1973 г. президент США Р. Никсон призывает американцев к экономии. Им предлагают меньше пользоваться автомобилями, а уж если ездить на них, то, сберегая горючее, — на меньших скоростях.

Авиакомпаниям предписано сократить число рейсов. Управления по охране окружающей среды временно отменяет ограничения на использование загрязняющего атмосферу угля.

Под предлогом растущих затрат нефтяные компании стали существенно повышать цены на бензин и дизельное топливо, а также на авиационный керосин.

В долгосрочной перспективе кризис сильно сказался на автопромышленности США. Ранее американские автомобили были большими, тяжелыми и мощными.

После кризиса они были вытеснены японскими моделями с четырехцилиндровыми двигателями.

Не выдерживая конкуренции, автопромышленники Детройта были вынуждены налаживать выпуск более легких автомобилей, таких как Ford Pinto, Ford Fiesta и др.

Нефть в XX в. стала основным видом топлива и важнейшим товаром в международной торговле. На де­шевой нефти, которую можно было получать в любом количестве в течение нескольких десятилетий, Запад выстроил свою индустриальную культуру. Дешевизна нефти явилась одним из катализаторов подъема 50- 60-х гг., когда, не считаясь с затратами, использование нефтепродуктов можно было расширять на транспорте, в энергетике, при отоплении жилья, - настолько низ­кими были цены на сырую нефть (за 1 баррель = 159 л менее 2 долл. в начале 70-х гг.). Поддержанию низких цен на мировом рынке нефти способствовала полити­ка крупнейших западных нефтяных. Созданный в 1961 г. картель пяти нефтедобывающих стран, ОПЕК не мог установить контроль над ценами на свой основной экспортный продукт, пока состав ОПЕК не был расширен до трина­дцати государств и они не провели национализацию нефтепромыслов, давшую им контроль почти над 60% мировой добычи нефти. К активным действиям ОПЕК перешла под влиянием падения реальных доходов от продажи нефти вследствие обесценения доллара , начавшегося в 1971 г., и арабо-израильской войны в октябре 1973 г. Картель, в составе которо­го преобладают арабские страны, наложил эмбарго на поставку нефти ряду западных стран, поддержи­вавших Израиль, и провел до конца 1973 г. четырех­кратное повышение цен на сырую нефть, достигших 12 долл. за баррель.

Подорожание сырой нефти, сопровождавшееся соответствующим вздорожанием нефтепродуктов, за­стало врасплох западный мир, в значительной мере зависевший от поставок нефти из стран ОПЕК. После­довавшее за ростом цен резкое сжатие потребления нефти во всех западных странах, сокращение спроса на неэкономичные крупногабаритные автомобили спро­воцировали кризис в автомобилестроении, жилищ­ном строительстве и смежных отраслях, переросший в общий экономический кризис 1974-1975 гг.

Продолжавшееся тем временем возрастание дол­ларовой массы за границей и дальнейшее падение покупательной способно­сти доллара вызывали новые всплески валютной лихорадки и ухудшение возможностей товарообмена в условиях резких скачков курсов валют. Уже в 1974 г. в от­вет на действия ОПЕК девятнадцать стран, основных потребителей нефти, создали между­народное энергетическое агентство, представившее развернутую программу экономии потребления энергии и перехода к энергосберегающим технологиям . На тепловых электростанциях мазут стали заменять углем и газом; конструкторы автомобилей начали борьбу за снижение веса и повышение топливной эко­номичности машин. В США в 1975 г. был принят За­кон об энергетической политике и экономии энергии, установивший для новых автомашин норму расхода горючего. Эти меры уже в скором времени дали значительный эффект: потребление нефти на Западе уменьшилось на 36% за период 1975-1983 гг. Ослабле­нию зависимости стран Запада от импорта энергоно­сителей способствовало расширение их собственной добычи нефти и газа. Рост цен на нефть сделал рен­табельной высокозатратную разработку месторожде­ний нефти и газа в Северном море, превратившую Великобританию и Норвегию в нефтедобывающие страны. Вместе с Мексикой, начавшей в эти годы раз­рабатывать собственные месторождения нефти, они овладели значительным сектором нефтяного рынка, однако смогли продавать нефть по ценам лишь несколь­ко более низким, чем цены картеля.

Данный энергетический кризис выявил огромную зависимость США и других индустриальных держав от цен на нефть.

До 70-х годов мировой рынок нефти полностью контролировался Международным нефтяным картелем во главе с американскими компаниями (в частности, картель контролировал 85-90% экспорта нефти из развивающихся стран). Организация могла использовать свою монопольную власть, например, скупая нефть по заниженным ценам у стран-производителей и продавая ее по завышенным ценам странам-импортерам.

Естественно, такая ситуация не устраивала производителей из развивающихся стран и в 1960 г. они объединились в ОПЕК. К 1970 г. ОПЕК стал мощной организацией, способной противостоять картелю западных стран.

В 1973 г. ОПЕК заявила, что не будет продавать нефть странам (США и страны Западной Европы), которые поддерживали Израиль в ходе Четвёртой арабо-израильской войны (началась 06.10.1973 г и длилась 18 дней).

В результате цены на нефть резко выросли (за год цены выросли с 3 долларов за баррель до 12), что стало мощным ударом по экономике развитых стран. Данный энергетический кризис (другое название — «нефтяное эмбарго») выявил огромную зависимость США и других индустриальных держав от цен на нефть.

Дошло до того, что США пришлось ввести лимиты на отопление зданий, бензин подорожал в 3-4 раза, в Голландии отменили езду на автомобилях по воскресениям, а Англия отменила полеты через Атлантический океан (стало слишком дорого).

на фото очередь за бензином в Портленде (1973 г.) (штат Орегон (США) перешел на распределительную реализацию бензина по регистрационным номерам).

Вскоре, катастрофа постигла автомобильную промышленность США, когда японские кампании (Toyota, Nissan, Honda) стали вытеснять с рынка американских производителей.

Несмотря на то, что эмбарго против США отменили в марте 1974 году, его негативные последствия ощущались еще долгое время. Рост цен на топливо привел к удорожанию остальных товаров, в первую очередь продуктов питания. В течении двух лет до декабря 1974 г. индекс Dow Jones снизился с 1051 до 577 пунктов.

С 1973 по 1975 гг. ВНП США упал на 6%, а безработица выросла до 9%. В Японии ВНП в 1974 году перестал расти впервые после Второй мировой войны.

Кстати, энергетический кризис совпал с отменой золотовалютного стандарта (США отказались от золотого обеспечения доллара).

Доходы ОПЕК увеличились с 23 млрд долларов в 1972 году до 140 млрд долларов в 1977.

Отметим, что в долгосрочном периоде рост цен на нефть сказался на странах странах ОПЕК негативно. Получая огромные сверхдоходы от экспорта нефти, они потеряли стимул к развитию других отраслей и контролю бюджетных расходов, что негативно сказалось на их дальнейшей судьбе.

Кстати, мировой энергетический кризис оказал большое влияние на добычу нефти и газа в СССР. Рост цен на нефть сделал рентабельным разработку месторождений в Сибири. Кроме того, дефицит нефти на мировом рынке привел к росту ее экспорта. Нефть стала главным источником валютным доходов Советского Союза. Возможно, в это время и произошло подсаживание нашей страны на «нефтяную иглу».

В долгосрочном периоде энергетический кризис оказал на мировую экономику скорее положительное влияние. Он привел к развитию ресурсосберегающих технологий, а также простимулировал страны развивать собственный топливно-энергетический комплекс.

Причины и последствия нефтяного кризиса 1973 года до сих пор вызывают горячие споры среди историков. Известно наверняка лишь то, что этот кризис очень сильно ударил по автомобильной промышленности западных стран. Особенно сильно нефтяной кризис 1973 года затронул Америку.

К концу эмбарго в марте 1974 года цена на нефть выросла с 3 дол. США за баррель до почти 12 дол. США в глобальном масштабе. Цены в США были значительно выше. Эмбарго вызвало нефтяной кризис или «шок» со многими краткосрочными и долгосрочными последствиями для глобальной политики и мировой экономики. Позднее он был назван «первым нефтяным шоком», после которого был нефтяной кризис 1979 года, названный «вторым нефтяным шоком».

Как это было

К 1969 году американский внутренний выпуск нефти не мог идти в ногу с ростом спроса. В 1925 году на нефть приходилась одна пятая американского потребления энергии. К тому времени, когда началась Вторая мировая война, треть потребностей в энергии в Америке удовлетворялась нефтью. Она начала заменять уголь в качестве предпочтительного источника топлива - он использовался для обогрева домов и производства электроэнергии, и это было единственное топливо, которое можно было бы использовать для воздушного транспорта. В 1920 году на американские нефтяные месторождения приходилось почти две трети мировой добычи нефти. В 1945 году производство в США увеличилось почти до двух третей. США смогли самостоятельно удовлетворить свои собственные энергетические потребности в течение десятилетия между 1945 и 1955 годами, но к концу 1950-х годов импортировали 350 миллионов баррелей в год, в основном из Венесуэлы и Канады. В 1973 году производство в США сократилось до 16,5 % от общего объема. Это было одно из последствий нефтяного кризиса 1973 года.

Нефтяное противостояние

Расходы на добычу нефти на Ближнем Востоке были достаточно низкими, чтобы компании могли получать прибыль, несмотря на пошлины США на импорт нефти. Это повредило отечественным производителям в таких местах как Техас и Оклахома. Они продавали нефть по тарифным ценам, и теперь им пришлось конкурировать с дешевой нефтью из региона Персидского залива. Первыми американскими фирмами, использующими низкие издержки производства на Ближнем Востоке, были Getty, Standard Oil of Indiana, Continental Oil и Atlantic Richfield. В 1959 году Эйзенхауэр сказал: «Пока нефть Ближнего Востока остается такой же дешевой, как это есть, мы, вероятно, мало что можем сделать, чтобы уменьшить зависимость Западной Европы от Ближнего Востока». Все это позже приведет к нефтяному кризису 1973 года.

В конце концов, по просьбе независимых американских производителей Дуайт Д. Эйзенхауэр ввел квоты на иностранную нефть, которые оставались на уровне между 1959 и 1973 годами. Критики называли это политикой «истощения Америки прежде всего». Некоторые ученые полагают, что политика способствовала сокращению добычи нефти в США в начале 1970-х годов. В то время, как производство нефти в США сократилось, внутренний спрос увеличивался, что привело к инфляции и неуклонно растущему индексу потребительских цен в период между 1964 и 1970 годами.

Другие последствия

Нефтяному кризису 1973 года предшествовало множество событий. Сальдо торгового баланса США сократилось с 4 млн. баррелей в сутки до 1 млн. баррелей в сутки в период между 1963 и 1970 годами, что увеличило зависимость США от импорта иностранной нефти. Когда Ричард Никсон занял свой пост в 1969 году, он поручил Джорджу Шульцу возглавить комитет по пересмотру программы квот Эйзенхауэра - комитет Шульца рекомендовал отменить квоты и заменить их пошлинами, но Никсон решил сохранить квоты из-за активной политической оппозиции. В 1971 году Никсон установил предельный уровень цен на нефть, так как спрос на нефть увеличивался, а производство сокращалось, что увеличивало зависимость от импорта иностранной нефти, поскольку потребление было подкреплено низкими ценами. В 1973 году Никсон объявил о конце системы квот. В период с 1970 по 1973 год импорт сырой нефти в США почти удвоился, достигнув 6,2 млн. баррелей в день в 1973 году.

Продолжение эмбарго

Эмбарго продолжалось с октября 1973 года по март 1974 года. Поскольку израильские силы не вышли на линию перемирия 1949 года, большинство ученых считают, что эмбарго было провальным. Рой Ликлидер в своих книгах «Политическая держава» и «Арабское нефтяное оружие» за 1988 год пришел к выводу, что это был провал, поскольку страны, на которые это было нацелено, не изменили свою политику в отношении арабо-израильского конфликта. Ликлидер полагал, что любые долгосрочные изменения были вызваны увеличением ОПЕК по размещенной цене на нефть, а не эмбарго на ОАЭП. С другой стороны, Даниэль Ергин сказал, что эмбарго «переделает международную экономику».

Тяжелые последствия

В долгосрочной перспективе нефтяное эмбарго изменило характер политики на Западе в направлении расширения исследований, исследований альтернативной энергетики, энергосбережения и более ограничительной денежно-кредитной политики для лучшей борьбы с инфляцией. Финансисты и экономические аналитики были единственными, кто на самом деле понимал систему нефтяного кризиса 1973 года.

Это повышение цен оказало существенное влияние на страны, экспортирующие нефть, на страны Ближнего Востока, на которых в течение длительного времени доминировали промышленные державы, которые, как считается, взяли под свой контроль жизненно важный товар. Страны-экспортеры нефти начали накапливать огромное богатство.

Роль благотворительности и угроза исламизма

Некоторые из доходов были распределены в форме помощи другим слаборазвитым странам, экономика которых была затронута более высокими ценами на нефть и более низкими ценами на собственные экспортные товары на фоне сокращения спроса на Запад. Многое пошло на закупки оружия, которые усугубляли политическую напряженность, особенно на Ближнем Востоке. В последующие десятилетия Саудовская Аравия потратила более 100 миллиардов долларов на то, чтобы помочь распространить фундаменталистскую интерпретацию Ислама, известного как ваххабизм во всем мире, действуя через религиозные благотворительные организации, такие как Фонд Аль-Харамэйн, который часто также распределял средства для насильственных суннитских экстремистских групп, таких как «Аль-Каида» и «Талибан».

Удар по автопромышленности

Увеличение импортных автомобилей в Северной Америке вынудило General Motors, Ford и Chrysler ввести более мелкие и экономичные модели для внутренних продаж. У Dodge Omni/Plymouth Horizon от Chrysler, Ford Fiesta и Chevrolet Chevette были четырехцилиндровые двигатели, и были предназначены они для, по крайней мере, четырех пассажиров к концу 1970-х годов. К 1985 году средний американский автомобиль переместился на 17,4 миль за галлон, по сравнению с 13,5 в 1970 году. Улучшения остались, хотя цена на баррель нефти оставалась постоянной на уровне 12 долларов США с 1974 по 1979 год. Продажи больших седанов для большинства автомобильных брендов (за исключением продуктов Chrysler) восстановились в течение двух модельных лет кризиса 1973 года. Cadillac DeVille и Fleetwood, Buick Electra, Oldsmobile 98, Lincoln Continental, Mercury Marquis и ряд других седанов, ориентированных на роскошь, стали популярными снова в середине 1970-х годов. Единственными полноразмерными моделями, которые не восстанавливались, были более низкие ценовые модели, такие как Chevrolet Bel Air и Ford Galaxie 500. Немногие модели, такие как Oldsmobile Cutlass, Chevrolet Monte Carlo, Ford Thunderbird и другие хорошо продавались.

Экономичный импорт сопровождался большими, дорогими автомобилями. В 1976 году Toyota продала 346 920 автомобилей (средний вес - около 2100 фунтов), а Cadillac продала 309 139 автомобилей (средний вес - около 5000 фунтов).

Революция в автопроме

Федеральные стандарты безопасности, такие как NHTSA Federal Safety 215 (относящиеся к защитным бамперам) и компактные устройства, такие как Mustang I 1974 года, были прелюдией к пересмотру категорий транспортных средств DOT «уменьшением». К 1979 году практически все «полноразмерные» американские автомобили сократились, обзаведясь меньшими двигателями и меньшими внешними размерами. Chrysler завершил производство полноразмерных роскошных седанов в конце 1981 года, перейдя на полноприводную линию авто на весь 1982 год.

Причины нефтяного кризиса не ограничивались нефтяными эмбарго со стороны США. После Второй мировой войны большинство стран Западной Европы вводило пошлины на импорт моторного топлива, и в результате большинство автомобилей, произведенных в Европе, были меньше и экономичнее, чем их американские аналоги. К концу 1960-х годов рост доходов поддерживал рост размеров автомобилей.

Нефтяной кризис отвернул западноевропейских покупателей от более крупных и менее экономичных автомобилей. Самым заметным результатом этого перехода стал рост популярности компактных хэтчбеков. Единственными заметными маленькими хэтчбеками, построенными в Западной Европе до нефтяного кризиса, были Peugeot 104, Renault 5 и Fiat 127. К концу десятилетия рынок расширился благодаря внедрению Ford Fiesta, Opel Kadett (продается как Vauxhall Astra в Великобритании), Chrysler Sunbeam и Citroën Visa. Похоже, массовый переход населения на компактные автомобили был единственным путем решения нефтяного кризиса 1973 года.

Просмотров