Теория экономики предложения. Совокупное предложение – главный фактор государственного регулирования. Кривая Лаффера. Экономика предложения Основными рекомендациями экономической теории предложения являются

В результате изучения материала главы студент будет:

знать

  • основные положения экономической теории предложения;
  • историю ее возникновения и основных представителей;
  • ее место в развитии экономической теории и ее роли в формировании экономической политики западных стран в 1970-е гг.;

уметь

  • анализировать с разных точек зрения положительные и негативные стороны вмешательства государства в экономику;
  • оценивать экономические эффекты налоговой политики, проводимой государством;
  • прослеживать влияние дефицита бюджета на уровень цен и деловой климат в стране;

владеть

  • основными концепциями, выдвинутыми экономической теорией предложения;
  • логикой теории в критике как кейнсианской политики, так и в целом "тяжелого государства".

Предпосылки возникновения экономической теории предложения

Экономическая теория предложения (supply-sideeconomics ) сформировалась в конце 70-х гг. XX в. и представляет собой одно из течений неоконсервативной экономической мысли.

Главными представителями экономической теории предложения можно назвать М. Фелдстайна и А. Лаффера . Развитию этой школы во многом способствовал канадский экономист и политический деятель Роберт Мандел (Robert Mundell, р. 1932, лауреат Нобелевской премии по экономике 1999 г.).

Также к этой школе относят американского экономиста Р. Бэрроу (R. Barro ), журналиста Дж. Ванниски (J . Wanniski ), экономиста В. Канто (V. Canto ).

Это течение сложно назвать школой в строгом смысле этого слова, поскольку оно не имеет лидера, единой теоретической позиции, во многих вопросах близко монетаризму. А. Лаффер в книге назвал ее "не более, чем новой этикеткой для стандартной неоклассической экономической теории" . Помимо этого многие сторонники этого направления, так называемые сэплайсайдеры, были скорее экономистами-практиками, нежели теоретиками, и большая часть написанного ими носит публицистический характер. Это неудивительно, если принять во внимание, что появление экономической теории предложения тесно связано с политическими и экономическими процессами, происходившими в США в 70-е – 80-е гг. XX в.

Важно запомнить!

Носит ярко выраженный антикейнсианский характер. Если кейнсианская теория исходит из необходимости активизировать спрос в экономике и потому ее часто называют экономической теорией спроса (demand- side economics), то экономическая теория предложения, как видно из ее названия, считает основной экономической задачей стимулирование предложения.

Эта позиция была обусловлена экономической реальностью 1970-х гг. На протяжении двух предшествовавших десятилетий экономика США, равно как и западноевропейских стран, переживала бурный экономический рост. Производственный бум сопровождался интенсивным ростом доходов всех слоев населения. Был сформирован емкий потребительский рынок. Повысились уровень и качество спроса со стороны общества. Этому способствовал и научно-технический прогресс, вызвавший волну спроса на новое оборудование со стороны промышленности и на новые товары со стороны потребителей.

В этих условиях проблема стимулирования эффективного спроса перестала быть актуальной. В то же время наблюдавшийся в 1970-е гг. низкий уровень производства и рост безработицы, сопровождавшиеся повышением инфляции, являлись, с точки зрения сторонников экономической теории предложения, свидетельством серьезного ухудшения делового климата и снижения уровня предпринимательской активности. Сэплайсайдеры считали, что это следствие применения кейнсианской политики, которая сопровождалась ростом государственных расходов и дефицитом бюджета. Такая политика привела к возникновению инфляционных ожиданий в экономике и подстегнула рост цен. Одновременно с этим значительно возросло налоговое бремя, которое всегда негативно сказывается на деловой активности. В завершение ко всему активное регулирование экономики усилило неопределенность, сковывая предпринимательскую деятельность и повышая риски.

Экономическая программа самой школы носит ярко выраженный либеральный характер. Основным пунктом ее является снижение доли государства в экономике и в первую очередь снижение налогового бремени, возлагаемого на предпринимателей и социальные группы с высоким доходом.

Исторический экскурс

Формирование этой программы тесно связано с политической карьерой американского президента Рональда Рейгана, начиная с его вступления на пост губернатора штата Калифорния. В 1970-е гг. в этом штате возникло широкое общественное движение, поддержанное экономистами (в частности, А. Лаффером), которое выступало против высоких налогов. Р. Рейган, будучи губернатором этого штата, поддержал эти требования и принял закон о значительном снижении налогов на собственность. По некоторым оценкам, приверженность Рейгана новой налоговой политике обеспечила в дальнейшем его успех на президентских выборах. Новое движение получило развитие в других штатах, что дало основание говорить о "налоговой революции", произошедшей в США в этот период. В 1980-е гг., став президентом Соединенных Штатов, Рейган продолжил взятый курс на либерализацию экономики и создание благоприятного климата для частного бизнеса. С 1982 по 1984 г. Комитет советников-экономистов президента возглавлял М. Фелдстайн, который непосредственно участвовал в формировании новой налоговой политики.

Одним из главных представителей экономической теории предложения является Мартин Фелдстайн (Martin Feldstein, род. 1939), профессор Гарвардского университета. С 1978 по 2008 г. М. Фелдстайн возглавлял Национальное бюро Ээкономических исследований (NBER). Он был экономическим советником не только Р. Рейгана, но и Дж. Буша-младшего, в частности одним из разработчиков программы частичной приватизации системы социального страхования. Известен он в первую очередь своими работами в области макроэкономики и общественных финансов. Основные работы Фелдстайна были посвящены анализу общественного сектора, в частности здравоохранения: "Экономический анализ эффективности системы здравоохранения" (1967) , "Экономика здравоохранения" (1979) , "Справочник но экономике общественного сектора" (1987) . В 1983 г. выходят две его работы, посвященные проблеме налогообложения: "Инфляция, налоговое регулирование и образование капитала" и " Налогообложение капитала" . В 1988 г. выходит объемное эмпирическое исследование " Соединенные Штаты в мировой экономике" . В 1977 г. за свои исследования в области общественного сектора Фелдстайн получил медаль Дж.-Б. Кларка.

Еще один видный представитель школы – Артур Лаффер (Arthur Laffer, род. 1941 г.). Он сыграл ключевую роль в принятии знаменитой "тринадцатой поправки" к Конституции штата Калифорния, с которой началась так называемая "налоговая революция". В период 1981–1989 гг. был членом Консультационного совета по экономической политике президента Р. Рейгана. Основные его работы: "Феномен мировой инфляции" (1975) , "Экономическая теория налоговой революции" (1979), "Основы экономической теории предложения" (1984) .

Экономическая теория предложения , как это декларируют сами сэплайсайдсры, стоит на методологических позициях неоклассической школы и представляет собой применение неоклассического анализа к макроэкономическим аспектам влияния налоговой политики на экономику.

Во многих теоретических положениях она смыкается с монетаризмом, и это неудивительно, потому что большая часть теоретиков этого направления вышла из стен Чикагского университета. В частности, представители экономической теории предложения, равно как и М. Фридмен, опираются на строго эмпирический анализ, считая, что только анализ реальных фактов дает возможность выявлять существующие экономические закономерности. Так, служба М. Фелдстайна в Национальном бюро экономических исследований США (и соответственно возможность анализировать большой объем эмпирических данных) создала основу для его исследований налоговой политики и ее последствий для экономики.

Как уже было отмечено, ярко выражена антикейнсианская направленность рассматриваемой нами школы. Это проявляется не только в критическом отношении сэплайсайдеров к вмешательству государства в экономику, но и в их теоретических положениях. В частности, экономическая теория предложения игнорирует важную для кейнсианства проблему преобразования сбережений в инвестиции, исходя из равенства этих двух показателей. Одновременно она поддерживает концепцию перманентного дохода М. Фридмена , согласно которой размеры потребления зависят от той части дохода, которая является постоянной, и потому не уменьшаются с ростом доходов. Таким образом, кейнсианская проблема эффективного спроса, который складывается из инвестиций и потребления, опровергается как несуществующая – с ростом доходов растут сбережения, которые и есть инвестиции, и не уменьшается уровень потребления.

Близкими монетаризму являются и взгляды авторов экономической теории предложения на безработицу. Они исходят из существования естественной нормы безработицы и считают бесполезной политику по достижению полной занятости. Сэплайсайдеры игнорируют такое важное для кейнсианства понятие, как "вынужденная безработица", и рассматривают фрикционную и добровольную безработицу, делая акцент на последней.

В то же время существуют и расхождения между этими двумя школами. Монетаризм делает основной акцент на сфере денежного обращения, ограничивая свой анализ исследованием влияния денежной массы на основные экономические показатели. Экономическая теория предложения в центр своих исследований ставит проблему создания благоприятного делового климата для развития промышленности, т.е. роста предложения. Тем самым она акцентирует внимание в первую очередь на проблемах производства. Это позволяет исследователям говорить о том, что она возвращается к традиции классической политэкономии .

Важно запомнить!

На рубеже 1970–1980-х годов теоретическую основу современного консерватизма в США пополнила теория экономики предложения. Видными представителями этой теории являются А. Лаффер, М. Фелдстайн, Дж. Гилдер, М. Эванс. Термин «экономика предложения» был введен американским экономистом Г. Стейном.

По мнению представителей теории экономики предложения, для оздоровления экономики необходимо ориентироваться не на совокупный спрос, а на совокупное предложение. Сторонники теории экономики предложения считают, что стимулирование спроса не может привести к хорошим долгосрочным результатам.

Теория экономики предложения, в противоположность кейнсианству, отдает предпочтение предложению как фактору экономического роста. Основная идея данной теории состоит в отходе от кейнсианских методов стимулирования спроса, переносе усилий на поддержку факторов, определяющих предложение.

Теория экономики предложения, по существу, опирается на закон рынков Сэя. Главное – производство товаров, их предложение, а покупательная способность, необходимая для того, чтобы эти товары были реализованы, возникнет в процессе самого производства.

Государство должно ориентироваться на поощрение предложения (накопление капитала, инвестиции в частный бизнес), а для этого в первую очередь снижать налоги. Сторонники теории предложения расценивают налоговую политику как важнейший инструмент государственного регулирования. Главным препятствием на пути расширения предложения, по их мнению, являются уровень и структура налогов.

Чрезмерно высокие налоги оказывают отрицательное воздействие на стимулы к труду и инвестиции. С налоговыми стимулами связывается повышение прибыльности капиталовложений, приближение ее к уровню, свойственному свободному рынку, результатом чего должно стать увеличение нормы и массы накопления. Снижение налогов вызовет рост сбережений, повысит эффективность капиталовложений, ускорит научно-технический прогресс, в конечном счете, приведет к устойчивому росту производства. Налоговая политика, поощряющая сбережения корпораций, будет способствовать росту совокупных инвестиций. Это поможет образованию новых рабочих мест, причем, что особенно важно, увеличение занятости будет происходить неинфляционным путем. Снижению безработицы должно способствовать изменение предпочтений рабочих в пользу занятости (ведь реальные доходы после налогообложения возрастут) и, соответственно, увеличение предложения труда.

Государство, по мнению представителей этой теории, является основным виновником инфляционных процессов. Причины стагфляции они видят в высоких налоговых ставках, в политике государства, провоцирующего рост издержек. Представителями теории экономики предложения выдвинута теория «инфляции налогов». Высокие налоги вызывают замедление производства товаров вследствие роста издержек, что, в свою очередь, приводит к инфляции. Другие сторонники теории экономики предложения считают, что основным импульсом к развертыванию инфляции является рост денежной массы, а налоги усиливают инфляционные процессы. Для снижения общего уровня цен теоретики экономики предложения предлагают сокращать государственные расходы и налоги. По их расчетам, снижение налоговых ставок на прибыль до оптимального уровня приведет в долгосрочном периоде к снижению роста цен более чем на 4%.

Борьба с инфляцией и стимулирование экономического роста требуют одного и того же инструмента – снижения налогов. В ответ на дополнительные стимулы в виде снижения налогов фирмы будут наращивать производство, а масса налоговых поступлений увеличится, несмотря на уменьшение налоговых ставок. Долгосрочным последствием снижения налоговых ставок будет не рост бюджетного дефицита, а, наоборот, его сокращение, что поможет стабилизации инфляционного процесса. Это заключение известно в мировой экономической науке как эффект Лаффера.

Эффект Лаффера был обнаружен в ходе математического исследования двух функций, фиксирующих зависимость налоговых поступлений в бюджет от налоговых ставок на прибыль и заработную плату. Оно показало существование определенного (оптимального) уровня налоговых ставок, при котором функция государственных доходов достигает максимума, а также уменьшение последней в случаях, когда этот уровень больше или меньше оптимальной отметки. Только после этого началось подробное изучение эффекта Лаффера с помощью эконометрической техники (для разных стран, разных периодов и т.п.) и появилось его словесное описание. Графическая интерпретация этой зависимости представлена на рис. 21.4. На графике по оси абсцисс отложен объем налоговых доходов государства Y, а по оси ординат размер налоговой ставки в процентах X (она изменяется от 1 до 100%).


Рис. 21.4. Кривая Лаффера

Сначала, по А. Лафферу, повышая налоговую ставку, государство увеличивает массу своих налоговых доходов, но это имеет место лишь до определенной точки (точка А). В этой точке налоговые доходы достигают своей максимальной величины Y a . После ее прохождения дальнейшее повышение налоговых ставок ведет к уменьшению налоговых поступлений вследствие резко отрицательного воздействия чрезмерно высоких налогов на экономическую активность (движение от точки А к точке В, Y b < Y а). Поэтому снижение налоговых ставок на отрезке АВ кривой Лаффера вызовет не сокращение, а увеличение массы налоговых доходов государства и приведет к сокращению дефицита госбюджета.

Точка А соответствует максимальному размеру налоговых поступлений в бюджет государства (это наблюдается при ставке налога примерно в 45%). Одинаковые налоговые поступления могут быть получены при налоговой ставке Х b , и ставке, лежащей ниже точки Х а. В точке B ставка налога равна примерно 60%, но такие же налоговые доходы государства соответствуют ставке налога приблизительно 35%. Отрезок Y b Y a на оси абсцисс соответствует величине налогов, которые бюджет государства недополучил. На базе данных американской статистики А. Лаффер рассчитал, что, когда налоговая ставка превышает 50%, резко снижается деловая активность. Однако кривая Лаффера не дает однозначного ответа на вопрос, при каком размере ставки налога государственные налоговые доходы достигают своего максимума. Для разных стран оптимальные уровни ставки налога будут разными.

Согласно концепции А. Лаффера, уменьшение налоговых ставок может вызвать лишь кратковременное сокращение объема государственных налоговых доходов. В длительной перспективе эта мера обеспечит рост сбережений, инвестиций, производства, занятости, а следовательно, совокупных доходов, подлежащих налогообложению. Этот процесс (движение от B к А) возможен при прогрессивной системе налогообложения и осуществлении такой реформы, которая предусматривает снижение ставок главным образом на высокие доходы и прибыли корпораций.

Налоговая политика должна опираться на эффект А. Лаффера. Основным направлением радикальной реформы системы налогообложения считается значительное уменьшение предельных налоговых ставок, что должно более полно раскрыть возможности рыночной системы.

В конечном итоге возрастут государственные доходы, уменьшится дефицит бюджета, произойдет торможение инфляции и ускорение экономического роста. Критерием оптимальности налоговой политики считается максимум государственных налоговых доходов.

Снижение налоговых ставок должно быть дифференцированным. Например, сторонники теории экономики предложения предлагают в большей степени сократить те виды налогов, которые дадут максимальную предельную отдачу с точки зрения роста накопления капитала и занятости. В первую очередь это относится к налогам на доходы от капиталовложений. Существенная роль отводится также реформе налогообложения лиц с высокими доходами. Представители теории экономики предложения считают, что это даст более сильный эффект, потому что богатых отличает бóльшая склонность к сбережению по сравнению с бедными.

Налоговая реформа принесет увеличение частных сбережений и кредитных ресурсов, расширит финансовую основу экономического роста, устранит вредный для экономики перекос в сторону текущего потребления. Изменения в налоговой политике должны привести, по расчетам теоретиков, к ослаблению инфляционных ожиданий, к появлению дефляционных мотивов в психологии потребителей, побуждающих в большей степени к сбережению возникающего прироста дохода, чем к его потреблению.

Объем личных сбережений, считают сторонники теории экономики предложения, увеличится настолько, что будет достаточным как для частных инвестиций, так и для финансирования временного дефицита государственного бюджета. Личные сбережения рассматриваются в качестве своеобразного фонда денежных средств, позволяющего размещать дополнительные долговые обязательства государства, не прибегая к эмиссии.

Таким образом, в снижении налоговых ставок сторонники теории экономики предложения видят главный путь к решению многих проблем современной экономики.

Теория предложения в отличие от монетаризма, но подобно теории рациональных ожиданий сформировалась в 1970-е годы на волне острой критики кейнсианства. В силу этого она носила не столь явно выраженный теоретический характер, а сразу заявила о себе как практическая программа макротерапии. В отличие от монетаризма в центре внимания сэплайсайдеров (от англ. supply-sideeconomics) находились проблемы процесса накопления капитала и состояния государственных финансов в ракурсе налоговой политики.

Сторонники теории предложения разделяют и отчасти дополняют монетаристские оценки инфляции и безработицы, основанные на обновленной монетаристской трактовке кривой Филлипса. Однако природу инфляции они видят в высоких налоговых ставках, что также относится и к природе безработицы.

То новое, что привнесено в современную рыночную теорию сторонниками теории предложения, относится в основном к проблеме экономического роста, которая, безусловно, тесно связана с проблемой инфляции и безработицы. В отличие от монетаристской концепции центральное место в теории предложения занимает проблема сбережений, которая рассматривается в теснейшей связи с налоговой политикой государства. Теория объявляет причиной замедления темпов экономического роста дефицит, нехватку сбережений, что кардинально расходится с мнением кейнсианцев, доказывающих обратное.

Причиной же дефицита сбережений является неверная налоговая политика (политика высоких налоговых ставок), которая ведет к снижению предельной эффективности затрат капитала, что в свою очередь и вызывает снижение уровня сбережений и отрицательно влияет на инвестиционный процесс, отражается на общем замедлении темпов экономического роста. Поэтому государство должно снизить налоговые ставки до оптимального уровня, при котором возможен желаемый рост сбережений, инвестиций и в конечном счете экономический рост как таковой.

Теоретическим обоснованием позитивных последствий снижения уровня налоговых ставок (сокращение бюджетного дефицита, стабилизация инфляционного процесса и как следствие экономический подъем) стала так называемая кривая Лаффера, или эффект Анри Лаффера. На графике отображена зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок.

Однако практика показывает, что сокращение налоговых ставок на доходы населения и прибыль корпораций в краткосрочном плане ведет к сокращению доходов бюджета и влечет за собой рост его дефицита и в свою очередь может способствовать развитию инфляционного процесса. Поэтому рассматриваемая концепция вполне логично предполагает нейтрализовать эти краткосрочные, негативные результаты с помощью сокращения государственных расходов. В долгосрочном плане, по мнению теоретиков экономики предложения, временный негативный эффект от снижения уровня налогообложения должен быть перекрыт положительной динамикой сбережений, усилением инвестиционного процесса, сокращением безработицы, увеличением объема налоговых поступлений, снижением темпов инфляции и т.д.

Отсюда не менее важным звеном в теории роста экономики предложения стала серьезная критика социальной политики государства, которая не только не способствует росту сбережений, сокращению безработицы, но и инициирует рост незанятого населения. В этой части критики кейнсианства теоретики предложения пошли несколько дальше монетаристов, предлагая существенно сокращать бюджетный дефицит за счет сворачивания социальных программ, что в свою очередь являлось одним из условий снижения уровня налогообложения. Именно этот пункт неоконсервативной программы реформ, который зачастую связывают с монетаризмом, явился серьезным камнем преткновения, вызвал мощное сопротивление.

Среди прочих причин замедления роста теория предложения рассматривала инфляцию, переплетенную с высоким налогообложением, низкие темпы амортизации основного капитала, что также является следствием неоправданно высоких налогов.

Очевидно, что сторонники теории предложения отстаивают либеральные принципы, доказывая необходимость максимального ослабления системы государственного регулирования экономики. Подобно монетаристам, они доказывают необходимость переориентации государственной политики на долгосрочные цели, на стимулированиеактивной инвестиционной деятельности частного сектора.

Теоретические обоснования теорией предложения либерализации экономической политики, необходимости существенного снижения уровня налогообложения, прежде всего в отношении ведущих хозяйственных субъектов, нашли воплощение в «рейганомике» ив известной мере в «тэтчеризме». Не вызывает сомнения факт позитивных сдвигов в экономике США и Великобритании в середине 1980-х годов, который выразился в резком снижении уровня инфляции, сокращении безработицы, увеличении темпов экономического роста. Однако ряд причин не дает основания утверждать, что единственной причиной этих сдвигов явилась неоконсервативная экономическая доктрина, выстроенная в соответствии с теорией предложения. Так, например, динамика нормы сбережений не оказалась столь позитивной, как это предусматривалось теоретиками концепции предложения. Однако самым большим расхождением теории и практики оказался дальнейший рост дефицита бюджета (в особенности в США), что заставило пострейгановские администрации постепенно увеличивать уровень налогообложения с целью его сокращения. Тем не менее следует констатировать, что теория предложения сыграла в целом положительную роль, обратив внимание на безусловно существующие макроэкономические зависимости, предложила весьма ясные рецепты лечения ряда недугов, что не только способствовало дальнейшему развитию теории, но и обогатило хозяйственную практику.

Вопросы и задания:

1. Назовите основных представителей и работы представителей экономики предложения

3. Расскажите о кривой Лаффера. В чем ограниченность идей Лаффера?

4. Используя кривую Лаффера, объясните, почему и как изменятся налоговые поступления в государственный бюджет в краткосрочном и долгосрочном периодах, если налоговая ставка на прибыль будет снижена с 50% до 35 %.

Новая классика

Вопросы и задания

1. Назовите основных представителей и работы представителей новой классической экономики.

2. Охарактеризуйте вклад Р. Лукаса в развитие современной экономической теории.

3. Охарактеризуйте вклад Т. Сарждента в развитие экономической науки.

Неоинституционализм

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте особенности старого институционализма и назовите его основоположников.

2. Охарактеризуйте методологические особенности неоинституционализма.

3. Назовите основные направления неоинституционализма и их представителей.

4. Расскажите о теории прав собственности.

5. Что такое внешние эффекты? Трансакционные издержки?

6. В чем суть теоремы Коуза?

Теория общественного выбора

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте предмет теории общественного выбора.

2. Назовите основных представителей теории общественного выбора и их основные работы

3. В чем суть правила единогласия К. Викселля?

4. Охарактеризуйте вклад Дж. Бьюкенена в развитие современной экономической теории.

5. Что такое логроллинг?

6. Приведите примеры лоббизма и логроллинга.

7. В чем суть теоремы невозможности К. Эрроу?

8. Прокомментируйте высказывание К. Викселля: «Ни исполнительная, ни законодательная власть, ни тем более большинство избирателей на самом деле не являются тем, чем их изображает теория государственного управления, - то есть идеальными органами власти, у которых нет иной цели, кроме заботы о благе общества… Депутаты представительных органов власти заинтересованы в общественном благосостоянии ровно в той же степени, как и их избиратели

Экономический империализм

Вопросы и задания:

1. В чем суть экономического империализма?

2. Назовите основных представителей этого течения и их основные работы.

3. Охарактеризуйте основные положения экономической теории преступлений и наказаний?

4. Назовите основные принципы оптимизации борьбы с преступностью. Как определить оптимальный уровень преступности? В чем заключается экономическое обоснование выбора наказания за преступление?

5. В чем суть и практическая значимость экономической теории дискриминации?

6. В чем суть и практическая значимость теории человеческого капитала?

7. Какова связь между накопленным человеческим капиталом и природным богатством страны?

8. По утверждению ряда исследователей дефицит человеческого капитала и низкие темпы его накопления связаны с так называемым ресурсным проклятьем, ответственность которого оценивается на уровне от 11-25%в зависимости от территорий, для которых проводился анализ. Суть ресурсного проклятья в том, что в странах, богатых природными ресурсами темпы экономического роста ниже. Изобилие ресурсов способствует росту доли добывающей промышленности, что не создает значительного спроса на рабочую силу. Для ресурсозависимых стран характерен высокий уровень неравенства, когда бедные слои населения не имеют возможности инвестировать в образование. Высокая волатильность рентных доходов сопровождаются макроэкономической и соответственно политической нестабильностью, что заставляет политическую элиту ориентироваться на максимизацию доходов, в коротком периоде, а инвестиции в образование требуют, как правило, длительного периода времени. Исследования показывают, что при росте доли природного капитала в общем богатстве страны на 10%, экономический рост замедляется на 1%, при этом почти половина сокращения связана с более низким уровнем человеческого капитала.

Изложите и обоснуйте с использованием актуального статистического и фактического материала свою точку зрения на взаимосвязь между величиной накопленного человеческого капитала и природным богатством страны.


4. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В РОССИИ

4.1. Российский меркантилизм

4.2. Легальный марксизм и ревизионизм.

4.3.М.И. Туган-Барановский: этический принцип и экономическая теория

4.4. С.Н. Булгаков: в поисках христианского экономического мировоззрения

4.5. Круг А.В. Чаянова: агрономы-кооператоры- теоретики

4.6. Теория длинных волн Н.Д. Кондратьева.

Вопросы и задания:

1.Назовите представителей меркантилизма в России. В чем отличие российского и западного меркантилизма?

2. Опираясь на работу И. Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве», поясните особенности российского меркантилизма.

3. Прокомментируйте следующие высказывания:

а) «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому» (И.Т. Посошков)

б) «Невозвратный убыток приносят заморские нитяные кружева, которые... покупаются весьма высокою ценою, а по малом самом времени как оне, так и данные за них деньги пропадают ни за что» (указ 1742 г).

4. Охарактеризуйте взгляды представителей легального марксизма и ревизионизма в России. Каковы основные причины распространения марксизма в России?

5. В чем, по мнению Туган-Барановского, заключается парадокс капиталистического хозяйства? Каков вклад Туган-Барановского в теорию экономических циклов?

6. Охарактеризуйте основные вехи биографии и идеи С. Н. Булгакова.

8. В чем суть и практическое значение теории длинных волн Кондратьева?


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. Предмет, методы и функции истории экономических учений

2. Экономическая мысль Древней Греции

3. Экономическая мысль Древнего Востока

4. Экономическая мысль Древней Руси

5. Меркантилизм – первая экономическая школа.

6. Предмет и метод политической экономии в работах основоположников классической экономической школы.

7. Марксистское понимание предмета и метода политической экономии.

8. Маржиналистская революция

9. Теория и методология немецкой исторической школы.

10. Французская историческая школа Анналов.

11. Школы исследований экономического роста.

12. Российский меркантилизм

13. Легальный марксизм и ревизионизм.

14. М.И. Туган-Барановский: этический принцип и экономическая теория

15. С.Н. Булгаков: в поисках христианского экономического мировоззрения

16. Круг А.В. Чаянова: агрономы-кооператоры- теоретики

17. Теория длинных волн Н.Д. Кондратьева.

18. Кейнсианство.

19. Экономическая теория предложения

20. Монетаризм

21. Новая классика

22. Неоинституционализм

23. Теория общественного выбора

24. Экономический империализм

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. По Ксенофонту экономия – это…

а) домоводство;

б) искусство накопления богатства;

в) искусство управления;

г) предпринимательство.

2. По Аристотелю склад души, заслуживающий похвалы, называется…

а) золотая середина;

б) образ жизни;

в) добродетель;

г) умеренность

3. Метод исследования, состоящий в том, что при изучении экономических учений учитывается, что они отражают представления различных социальных групп, называется…

а) сравнительный анализ,

б) конкретно-исторический подход,

в) плюралистический подход,

г) экономическое ретромоделирование

4. Укажите хронологические рамки классической политической экономии:

а) XV-XVI вв.;

б) сер. XVI- сер.XVII вв;

в) XV-XVII вв;

г) сер.XVII- сер XIХ вв.


5. Ранние меркантилисты для увеличения национального богатства предлагали… (N:4)

а) запретить вывоз золота и серебра из страны;

б) повышать степень обработки благ и сокращать затраты на их производство,

в) отдавать долги иностранцам отечественными товарами,

г) поддерживать отечественную промышленность на основе импорта дешевого сырья

6. Вывод о том, что влияние увеличения денег на цены и доходы зависит от способов вливания наличности в экономику, от первоначальных получателей доходов и структуры и спроса, называется….

а) система денежного баланса;

б) система торгового баланса;

в) меркантилистская дилемма;

г) эффект Кантильона

7. Термин «политическая экономия» ввел …

б) А. Серра;

в) А. де Монкретьен;

г) Р. Кантильон

8. К особенностям методологии классической политической экономии относят… (N:4)

а) преимущественное изучение сферы обращения;

б) каузальный анализ,

в) преимущественное изучение сферы производства,

г) функциональный анализ


9. К достоинствам механизма невидимой руки рынка относятся …(N:4)

а) повышение эффективности производства;

б) тенденция к монополизации рынка

в) оперативное реагирование на изменение текущего спроса

г) усиление социального неравенства

10. Вывод о том, что «предложение рождает собственный спрос» называется ….

а) закон рынков сбыта Ж.-Б.Сэя;

б) механизм невидимой руки рынка

в) эффект Кантильона

г) закон предложения

11. Главный труд А. Смита называется…

а) Трактат политической экономии;

б) Начала политической экономии и налогообложения;

в) Исследование о природе и причинах богатства народов;

а) Г. Госсен б) И. Тюнен в) А. Маршалл г) Дж. Б. Кларк

13. Согласно дуалистической теории стоимости А. Маршалла стоимость …

а) понятие субъективное, зависит от оценки человеком предельной полезности последней единицы блага, удовлетворяющей наименее настоятельную потребность;

б) создается производительным трудом;

в) определяется и полезностью (спросом) и затратами факторов производства (предложением);

г) зависит только от затрат факторов производства

14. Согласно ординалистской теории полезности…

а) полезность можно измерить количественно;

б) полезность можно измерить на основе ранжирования предпочтений,

в) стоимость блага определяется спросом и предложением,

г) оптимальным считается такое распределение благ, при котором нельзя улучшить положение одного индивида, не ухудшив положения другого

15. К достоинствам маржинализма относятся …(N:4)

а) идеологическая нейтральность;

б) практическая направленность

в) игнорирование социальных проблем

г) недооценка сферы производства

а) К. Маркс; б) А. Смит; в) Д. Рикардо; г) А. Маршалл

17. Социал-демократы считали, что «хозяйственная демократия» должна основываться на……(N:4)

а) государственном планировании;

б) сокращении роли государства в экономике;

в) привлечении работников к управлению;

г) усилении роли фабричных союзов

18. Одновременное увеличение уровня цен и уровня инфляции называется….

а) гиперинфляция

б) стагнация

в) стагфляция

г) депрессия

19. К положениям кейнсианства относятся……(N:4)

а) причиной инфляции является избыток денег в обращении

б) главным методом государственного регулирования является денежно-кредитная политика

в) главной формой государственного регулирования является бюджетно-налоговая политика

г) объектом государственного регулирования должен стать эффективный спрос

20. М. Фридман ввел понятие _____________безработицы:

а) фрикционной; б) структурной; в) застойной г) естественной

В противоположность кейнсианству данная экономическая теория отдает предпочтение предложению как фактору роста.

Экономика предложения – это не целостная концепция, не завершенная и взаимосвязанная система взглядов, методов теоретического анализа, а преимущественно система эконометрических расчетов, на которых основываются практические предложения и рекомендации.

Экономика предложения охватывает ряд практических вопросов, направленных на стимулирование производства, инвестиций и занятости. Среди них можно выделить:

1) предложения в области налоговой политики;

2) политику приватизации государственных предприятий;

3) оздоровление бюджета;

4) сокращение расходов на социальные нужды. Экономика предложения разрабатывалась главным образом американскими экономистами. Среди них – А. Лаффер (профессор экономики университета Южная Каролина), М. Фелдстайн (Гарвардский университет), Р. Риган (бывший министр финансов США). Вместе с монетаристской школой это направление относят к консервативному крылу неоклассиков.

По мнению представителей экономики предложения, рынок представляет собой не только самый эффективный, но и единственно «нормальный» способ организации хозяйства. Они выступают против регулирования экономики со стороны государства. Регулирование – неизбежное зло, ведущее к снижению эффективности и связывающее инициативу участников хозяйственной деятельности. Взгляды сторонников этой концепции напоминают исходные положения экономической философии Хайека, его концепции «спонтанного порядка».

Основная идея экономики предложения состоит: 1)в отказе от кейнсианских методов стимулирования спроса;

2) в переносе усилий на поддержку факторов, определяющих предложение. Причины инфляции просматриваются в высоких налоговых ставках, в финансовой политике государства, провоцирующей рост издержек. Повышение цен – реакция производителей на нежелательные повороты экономической политики и неустойчивую конъюнктуру. Основные рекомендации этой «школы»:

1) сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Увеличение налогового бремени порождает бюджетный дефицит, препятствует экономическому росту. Выдвигается предложение отказаться от прогрессивного налогообложения, снизить налоговые ставки, прежде всего так называемые предельные ставки на доходы, капитал, а также на заработную плату, дивиденды;

2) приватизация государственных предприятий. Приватизация – мера, направленная на сокращение государственного участия в хозяйственной деятельности. Она позволит получить дополнительные финансовые средства, сократить размеры государственного долга. Повысится эффективность предприятий, передаваемых в частные руки; обострится конкуренция; повысятся качество и конкурентоспособность национальной продукции;

3) бюджетное оздоровление. Теоретики предложения выступают против бюджетного дефицита. В отличие от монетаристов они считают, что бюджет не должен рассматриваться в качестве инструмента денежной политики;

4) «замораживание» социальных программ.

Просмотров