Исполнительский сбор по неимущественным требованиям. Как не платить исполнительный сбор приставам. Как уменьшить размер суммы
Согласно ст. 112 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор представляет собой сумму взыскания, которую должник обязан заплатить при несвоевременном выполнении обязательства, указанного в исполнительном документе. Если обязательство должно быть исполнено немедленно, то сбор взыскивается в течение 1 суток после получения копии постановления о начале исполнительного производства. Исполнительский сбор взыскивается судебным приставом-исполнителем. Постановление о взыскании сбора согласуется со старшим судебным приставом. Сумма перечисляется в федеральный бюджет.
Обычно платеж перечисляют граждане и юридические лица, которые не выполнили обязанности, предусмотренные актом суда. Возможность отмены платежа или снижения его размера можно реализовать с использованием административно-процессуальных процедур.
Юридические нюансы взыскания
Исполнительский сбор подлежит уплате, если должник не выполнил постановление суда - обязанности по исполнительному листу в течение 5 дней после возбуждения производства.
Одновременно пристав вправе применять принудительные меры в отношении заявителя – в том числе наложение ограничения на имущество, его изъятие для принудительной реализации на торгах, запрет выезда за границу.
Сумма взыскания исполнительского сбора
Если в акте суда должник обязан совершить действия немедленно, то на это у гражданина, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, есть всего одни сутки.
Если долг существует в валюте, то он оплачивается по курсу ЦБ РФ на дату, когда было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. При задолженности по алиментным платежам исполнительский платеж рассчитывается по каждой сумме в отдельности.
Условия для уплаты
Согласно предписаниям письма ФССП РФ от 8.07.2014 № 0001/16 предусмотрено 4 обязательных условия для взыскания исполнительского сбора:
- Если истек добровольный срок на выполнение решения суда.
- Если в деле есть сведения о том, что должник осведомлен о начале производства, но игнорирует выполнения законных требований суда или должностных лиц в административном порядке.
- Заявитель не предоставил сведений о невозможности выполнить законные требования пристава-исполнителя.
Если постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено, то оплачивать придется в обязательном порядке. Чтобы отменить платеж целесообразно обжаловать само постановление. Но сделать это можно в исключительных случаях:
- когда производство возбуждено в отношении ненадлежащего лица;
- когда требования пристава незаконны, но само должностное лицо отказывается признавать это;
- если неверно рассчитана сумма исполнительного сбора.
Перед тем, как оспорить исполнительский сбор следует понимать, что при наличии законного постановления юрист будет в состоянии отменить решение пристава, если выявит существенные недочеты в документе или сможет доказать в суде необоснованность мер в отношении должника.
Как не оплачивать?
Универсального алгоритма действий не предусмотрено. Если пристав вынес предписание о платеже, и оно вступило в силу, то платить придется. Специалисты рекомендуют установить основания, которые позволяет изначально не вносить средства или опротестовать незаконное решение пристава.
Порядок действий
Для неоплаты сбора приставу необходимо представить доказательства, которые подтверждают, что должник не мог исполнить решение в установленный срок. Веская причина неисполнения предписаний пристава – это обстоятельства непреодолимой силы. Их перечень досконально не установлен.
К таким обстоятельствам относится:
- болезнь должника;
- его лишение или ограничение свободы;
- аварии и события, которые мешают должнику по объективным причинам исполнить законное постановление судебного пристава.
Однако наличие обстоятельств непреодолимой силы не освобождает должника от исполнения обязанности по исполнению решения суда или другого акта должностного лица.
Если должник сможет представить доказательства, подтверждающие обстоятельства – например, болезнь или длительную командировку, то судебный пристав-исполнитель примет постановление об отмене взыскания исполнительского сбора.
Что потребуется оспорить?
Оспаривать постановление о взыскании сбора нужно, если в работе приставов допущены существенные нарушения. Отменять постановление юристу придется через суд – в порядке, утвержденным КАС РФ – главой 22. В исковом заявлении взыскатель должен быть указан в качестве заинтересованного лица. Государственная пошлина за административное исковое заявление к судебным приставам не уплачивается.
Если будет удовлетворено ходатайство о приостановлении производства, то судебный пристав обязан отложить взыскание до принятия судом решения по существу дела. Может быть приостановлено действие отдельных исполнительских процедур. Ходатайство о приостановлении принудительных мер исполнения нужно подавать вместе с исковым заявлением.
Подготовка административного искового заявления
Административный иск оформляется согласно правилам ст. 125 КАС РФ. Он подается в письменной форме. В документе должно содержаться:
- наименование судебной инстанции, в которую следует подавать заявление;
- информация об административном истце - наименование организации, Ф.И.О. физического лица, его место регистрации или пребывания;
- Ф.И.О. судебного пристава-исполнителя, который выступает по делу в качестве административного ответчика;
- сведения о том, какие права должника нарушены;
- информация о соблюдении досудебного порядка решения спора.
Текст искового заявления должен быть логичен и изложен грамотным языком.
Документы
К исковому заявлению нужно приложить документы:
- паспорт заявителя, учредительные документы;
- документы представителя организации;
- документы, на которых заявитель основывает свои законные требования;
- акты от должностных лиц – если гражданин или организация обращались за решением проблемы к судебному приставу-исполнителю напрямую.
Судья принимает иск к рассмотрению в течение трех дней с момента поступления документов в суд. На отмену решения судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского платежа у заявителя есть 10 дней. Если гражданин, ИП или организация не может защищать свои права самостоятельно, то целесообразно заручиться поддержкой квалифицированного юриста.
Инструкция
- Заявителю следует досконально убедиться в законности спора с судебным приставом-исполнителем. Для этого нужно проанализировать документацию, в том числе постановление о возбуждении исполнительного производства.
- При наличии оснований – например, незаконности действия пристава, желательно обжаловать его в административном порядке. Шансы на положительное решение небольшие, но это следует сделать для того, чтобы подтвердить в суде желание заявителя решить спор не прибегая к судебному разбирательству.
- Подготовить исковое заявление с одновременным заявлением ходатайства о приостановлении исполнительного производства или отдельных процедур в рамках взыскания долга через суд.
- Участвовать в заседании, сформировать прочную доказательственную базу. Срок разрешения дела зависит от запутанности конкретной ситуации. Защита может осуществляться уже на административной стадии разбирательства, с дальнейшим переходом в судебные инстанции. Квалифицированный юрист способен представить интересы заявителя в суде надлежащим образом и защитит права заявителя вне зависимости от сложности дела.
В законе «Об исполнительном производстве» четко прописаны обозначения таких понятий, как исполнительский сбор и налоговые санкции.
Исполнительский сбор, порядок его взыскания
Исполнительский сбор являет собой особый вид взыскания, которое накладывается на должника, когда он не исполнил добровольно свои обязанности в установленный срок, прописанный в исполнительном листе (). Исполнительский сбор распространяется также на должника при неисполнении им требований, указанных в документе, который подлежит немедленному исполнению в течение 24 часов.
Признаки такого сбора:
- Исполнительский сбор, как и административный штраф при взыскании задолженности с физических лиц по налогам – это денежное взыскание.
- Применим к должнику только, если им были не исполнены требования, изложенные в исполнительном листе.
Сбор зачисляется в федеральный бюджет. Размер его устанавливается в объеме 7 процентов от суммы, подлежащей взысканию либо от стоимости взыскиваемого имущества.
При неисполнении исполнительного документа с неимущественными требованиями, с должника взыскивается исполнительский сбор, размер которого равен 500 руб. В аналогичной ситуации с организации-должника взыскивается сбор – 5 тысяч рублей, что регламентирует закон «Об исполнительном производстве» .
Исполнительский сбор будет исчисляться и взыскиваться с размера каждой задолженности в отдельности. Образец постановления о взыскании исполнительского сбора вы сможете отыскать на нашем сайте.
Существуют также ситуации, в которых исполнительский сбор не взыщут:
- Отсутствует исполнительский сбор по исполнительным листам, которые пришли в производство в порядке, установленном статьей 33 (часть 6) закона «Об исполнительном производстве».
- Запрещено взыскание налога, если исполнительный лист повторно предъявляется к исполнению в ФСПП. Важно, чтобы по исполнительному документу было вынесено и не отменено постановление о взыскании исполнительского сбора. Пример постановления о взыскании исполнительского сбора вы сможете просмотреть на нашем сайте.
- Когда судебный пристав выдал постановление о взыскании расходов за исполнительные действия, сборов по штрафам, которые наложил судебный пристав-исполнитель, то исполнительский сбор не взыскивается.
- Не будет взыскиваться сбор в случае с судебными актами по обеспечительным мерам.
В видео рассматривается особенности возврата исполнительского сбора
Отсрочка и рассрочка платежей по исполнительному сбору
В законе «Об исполнительном производстве (ст.112, ч.7) четко закреплено положение, по которому суд вправе дать отсрочку на взыскание исполнительского сбора либо рассрочить платеж по исполнительскому сбору. В данной статье также прописана возможность уменьшения исполнительского сбора судом. В таких ситуациях судом обязательно должны учитываться следующие моменты:
- степень виновности должника, который не исполнил в срок требования исполнительного документа;
- имущественное положение ответчика на момент принятия решения по отсрочке, рассрочке платежей или снижению суммы платежей;
- существенные обстоятельства иного рода.
Некоторые факты
В прежней редакции ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор также составлял 7 % от взыскиваемой суммы, но не менее 500 рублей для физических лиц и 5 тысяч рублей для юридических лиц.
Если основания ответственности за нарушение обязательств, установленные ГК РФ, отсутствуют, то суд сможет освободить должника от обязанности уплаты исполнительского сбора. В статье 401 ГК указано, что лицо, не исполнившее обязательства или исполнило их ненадлежащим образом должно нести ответственность при наличии вины либо умысла.
Такая обусловленность ответственности объясняется диспозитивной нормой. То есть, законом либо договором могут быть установлены другие основания ответственности, которые могут и расширять, и сужать ответственность в сравнении с той ответственностью, которая основывается на полном применении принципа вины.
Когда по решению суда уменьшается размер исполнительского сбора, постановление пристава исполнителя автоматически становится измененным соответствующим образом. В таких ситуациях должнику будет возращена сумма, которая была взыскана с него излишне. Возврат исполнительского сбора должнику в полном объеме происходит при отмене:
- постановления, выданного приставов о взыскании исполнительского сбора (согласно части 10 ст. 112 закона «Об исполнительном производстве»);
- исполнительного документа;
- судебного акта либо акта другого органа, на основании которых выдавался исполнительной лист.
Есть определённые правила, по которым должнику возвращается исполнительский сбор. Так, постановление пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора всегда утверждается старшим судебным приставом, что прописано в статье 115 закона «Об исполнительном производстве» .
Когда должник не согласен с постановлением пристава-исполнителя, то есть возможность произвести обжалование постановления о взыскании исполнительского сбора, то есть подать жалобу на постановление о взыскании исполнительского сбора.
О налоговой санкции
Ст. 114 налогового Кодекса Российской Федерации содержит порядок взыскания налоговых санкций с нарушителей налогового законодательства. Взыскание налогов и сборов, включая пени – весьма распространённое явление в российской действительности. Под понятием налоговая санкция подразумевают определенную меру ответственности за совершенное правонарушение в налоговой сфере. Применяется данная мера в виде штрафа.
Порядок взыскания налоговых санкций
Наложение налоговой санкции, как и взыскание недоимок по налогам и сборам, несет имущественный характер, а также связано с изъятием имущества у правонарушителя. Согласно конституции РФ и НК, штрафы связанные с правонарушениями в сфере налогов, взыскиваются только в судебном порядке.
Перед обращением в суд на налоговый орган накладывается обязанность предложить налогоплательщику в добровольном порядке уплатить налоговую санкцию. При неисполнении обязанностей происходит возращение искового заявления судом. Основанием для этого является факт несоблюдения истцом досудебного варианта урегулирования спора с ответчиком (статья 108 п.1 АПК РФ).
Когда будет принято решение о привлечении проверяемого лица к ответственности (даже когда речь идет о взыскании пени по налогу предпринимателя), налоговый орган идет в суд с заявлением о взыскании с ответчика налоговой санкции. Если планируется взыскание налоговой санкции с предприятия или организации, налоговый орган обращается в арбитражный суд.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В случае с физ. лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, взыскание налога в судебном порядке производится в судах общей юрисдикции.
Согласно общему правилу, налоговый орган должен обратиться в суд, чтобы начать взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, не позднее, чем через 6 месяцев со дня, когда было обнаружено налоговое правонарушение, и был составлен соответствующий акт (ст. 115, 104, 105 НК РФ). Срок не подлежит восстановлению исковой давности и является пресекательным.
Возникшие вопросы касающиеся взыскания налогов и сборов, пишите в комментариях
Так или иначе, некоторые банковские должники, откладывая могут столкнуться с судебной системой. Кредитор, стремится вернуть собственные денежные средства, поэтому ему приходится использовать иски против должников. Обычно они выполняются с помощью приказного судопроизводства, в котором ответчик не принимает участия. По этой причине, визит приставов может быть неожиданностью для должника. в определенных случаях, также взимают исполнительский сбор, поэтому сумма долга, возвращаемая должником, хоть и фиксируется судом, но может быть определенным образом увеличена.
Протокол: оформление документа
Исполнительский сбор – определенная финансовая санкция, обязывающая должника в случае нарушения выполнения требований, указанных в исполнительном документе. Время, которое дается на их выполнения – не быть больше пяти дней, с того момента, как должник был уведомлен об исполнительном производстве, которое возбуждено в его отношении.
Документ, подтверждающий факт уведомления, также имеет отношение к исполнительному производству и прикрепляется к остальным его бумагам. Исполнительский сбор судебных приставов востребуется в таких ситуациях:
- должник выполнил предписанные требования, позже отведенного на это срока
- должник отказывается получать исполнительный документ
- должник не выполняет требования, которые назначены судом и представлены в исполнительном документе
- должник не может представить доказательства, подтверждающие наличие весомых причин, из-за которых он не смог вовремя исполнить указания исполнительного документа
Определенной финансовой санкцией является исполнительский сбор
Постановление о взимании исполнительского сбора судебных приставов может обжаловаться Также в суд может быть подано обращение должником об отсрочке взимания штрафной санкции, об уменьшении размера штрафа, или вовсе об освобождении от его взимания.
Отсрочку могут дать, если должник находится в тяжелом материальном положении, из-за которого он может выплатить штрафную санкцию в указанные сроки.случаях, когда должник не может выполнить требования, выдвигаемые ему исполнительным документом в срок по причинам, которые не зависят от него. Уменьшиться размер сбора может не больше, чем на 25% от установленного судебным приставом размера.
Полное освобождение от уплаты допускается лишь в тех ситуациях, когда должник не может исполнить возлагаемые на него требования из-за непреодолимых обстоятельств.
Исполнительский сбор составляет семь процентов от суммы, которая взимается по исполнительному документу. Величина сбора зависит от типа лица, исполняющего предписания суда и не может составлять сумму, меньше, чем 500 рублей в случае, когда должник является физическим лицом, а если должник – организация, то сумма штрафа составляет не меньше, чем 5000 рублей. Исполнительский сбор – штраф, возлагаемый судебными приставами на должника. Может взиматься в различных ситуациях, когда последний не выполняет условия, предписанные исполнительным документом.
Как взимается исполнительский сбор
Исполнительский сбор может быть достаточно большим
Исполнительский сбор – это дополнительная сумма, взимаемая судебными приставами, если условия выполнения исполнительного документа были нарушены должником. Оформляется этот сбор в виде отдельного документа. Этот документ подлежит исполнению в производстве, которым занят судебный пристав, и поэтому должен быть отправлен должнику.
Имеет определенную форму, установленную Федеральной службой, а также должен подписываться приставами: тем, кто его составил и старшим приставом-исполнителем, представляющим суд.
Величина исполнительского сбора может быть довольно существенной, поэтому должнику рекомендуется своевременно выполнять предписания исполнительного документа: это позволит избежать дополнительных расходов. Когда условия, указанные в документе, будут выполнены, необходимо как можно скорее дать знать об этом судебному приставу, таким образом предупредив постановление о взимании дополнительной платы.
Если должник не выполняет предписания суда, взимается штраф
Исполнительский сбор может быть востребован с лица, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, если у пристава есть доказательства невыполнения должником требований исполнительного документа. Также эта может взиматься в случаях, когда должник не сможет доказать действительную весомость причин, помешавших своевременному выполнению предписаний. Исполнительский сбор назначается при следующих ситуациях:
- предписания суда не исполнены отвечающим лицом в указанные сроки
- есть документальное подтверждение доставки исполнительного документа должнику или
- доказательство того, что последний отказался получить этот документ
- требования, предписанные судом, не выполнены
- отсутствие у должника убедительных причин для невыполнения предписанных требований
Исполнительский сбор – финансовая санкция, оформляемая в виде отдельного документа, который подлежит исполнению. Назначенной она может быть в определенных случаях, когда должник не выполняет в отведенные для этого сроки или вовсе отказывается их исполнять.
Исполнительский сбор судебных приставов – штраф, который в первую очередь относится к должникам. Взимается в тех случаях, когда должник отказывается добровольно выполнять предписания суда и пристав обязан проводить процедуру принудительного взыскания.
О судебных приставах — в тематическом видеоматериале:
Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) изменил подходы к вопросу взимания исполнительского сбора, уточнив порядок вынесения судебным приставом-исполнителем соответствующего постановления, пределы снижения размера исполнительского сбора, определив способы защиты должника при взыскании с него данной суммы, установив очередность взыскания. Исполнительский сбор взыскивается на основании постановления судебного пристава-исполнителя, если в течение срока, предоставленного на добровольное исполнение, а в случае неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства должник не исполнил исполнительный документ и не представил судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение невозможно вследствие непреодолимой силы. Основанием взыскания является постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. С 01.02.2008 упомянутое постановление утверждается старшим судебным приставом-исполнителем. Форма постановления определена Приказом Федеральной службы судебных приставов РФ от 30.01.2008 № 26 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для учета, ведения, формирования и хранения материалов исполнительного производства». Закон № 229-ФЗ предусматривает, что вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора предшествует вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства. В отличие от ранее действующего порядка с 01.02.2008 в постановлении о возбуждении исполнительного производства может содержаться лишь предупреждение должнику о том, что при неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок в отношении него будут приняты меры принудительного исполнения, взыскан исполнительский сбор, расходы по совершению исполнительных действий. Срок для добровольного исполнения, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем, не может превышать пяти дней, которые исчисляются со дня вручения постановления о возбуждении исполнительного производства должнику, если исполнительный документ не подлежит немедленному исполнению. При указании срока исполнения непосредственно в исполнительном документе судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении тот же срок. При поступлении исполнительного документа в службу за пределами срока, определенного судом или иным органом для исполнения, срок для добровольного исполнения, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем, не может превышать пяти дней. При исчислении сроков, указанных в днях, исключаются выходные и праздничные дни. Только при нарушении срока на добровольное исполнение исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о взыскании исполнительского сбора. Данное постановление исполняется одновременно с основным исполнительным документом и относится в силу ч. 3 и 4 ст. 110 Закона № 229-ФЗ к третьей очереди исполнения, а по требованиям неимущественного характера - ко второй очереди. Если постановление о взыскании исполнительского сбора выносится по неоконченному исполнительному производству, то взыскание сбора производится без возбуждения по нему отдельного исполнительного производства. Вместе с тем в ряде случаев Закон № 229-ФЗ придает постановлению о взыскании исполнительского сбора силу самостоятельного исполнительного документа. Так, одновременно с вынесением постановления о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства по не исполненному полностью или частично постановлению о взыскании исполнительского сбора (ч. 2 ст. 44 Закона). Аналогичное постановление выносится одновременно с постановлением об окончании исполнительного производства (ч. 7 ст. 47 Закона). На возможность взыскания исполнительского сбора после окончания исполнительного производства, несмотря на отсутствие такой нормы в Законе об исполнительном производстве 1997 г., указывалось в ряде судебных актов. Арбитражный суд Свердловской области в решении от 11.07.2007 по делу № А60-10540/2007-С6 указал, что отзыв исполнительного документа взыскателем после истечения срока, установленного должнику для добровольного исполнения исполнительного документа, не может являться основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора. Действия судебного пристава-исполнителя, направленные на взыскание с должника исполнительского сбора, не нарушают прав и охраняемых законом интересов должника. Однако ФАС Уральского округа в постановлении от 10.01.2008 №Ф09-10835/07-С1 высказал иную точку зрения на этот счет, ссылаясь на действующие в тот период времени нормы При разработке Закона № 229-ФЗ законодатель, по мнению автора, не учел правовую позицию Конституционного Суда РФ, содержащуюся в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, о недопустимости установления размера исполнительского сбора без права его снижения правоприменителем. Суды при рассмотрении заявлений об оспаривании постановлений о взыскании исполнительского сбора, ссылаясь на указанную правовую позицию, снижали размер исполнительского сбора, мотивируя это тем, что судебный пристав при вынесении постановления не учел материального положения должника или других уважительных причин неисполнения. Известны случаи, когда при уменьшении взыскиваемого сбора самим судебным приставом суды признавали его постановление недействительным, снижая размер сбора на более значительную сумму. Систематическое толкование ч. 2 и 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ не дает основания для вывода, что судебный пристав-исполнитель вправе самостоятельно уменьшить размер исполнительского сбора при вынесении постановления, поскольку законодатель не использовал формулировку «до семи процентов», не предоставил право судебному приставу-исполнителю учитывать смягчающие вину обстоятельства в виде тяжелого материального положения. Закон императивно указывает, что размер исполнительского сбора устанавливается судебным приставом-исполнителем в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, а по документам неимущественного характера 500 руб. - с гражданина-должника и 5 тыс. руб. - с должника-организации. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется по каждому платежу в отдельности. Вопрос уменьшения размера исполнительского сбора отнесен к компетенции судебных органов (ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ). На взгляд автора, нормы ст. 112 Закона № 229-ФЗ позволяют говорить о невозможности удовлетворения судом заявления о частичном признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя при наличии оснований для уменьшения исполнительского сбора. В этом случае должник вправе применить иные способы защиты, названные в ч. 6 ст. 112 Закона. Нельзя признать постановление судебного пристава незаконным, поскольку он в силу Закона № 229-ФЗ при его вынесении не вправе уменьшить размер исполнительского сбора. Такой подход применялся судами при рассмотрении заявлений налогоплательщиков о признании недействительными решений налоговых органов о привлечении их к налоговой ответственности. До 01.01.2006 суды исходили из того, что уменьшить сумму налоговой санкции можно только при рассмотрении судом заявления налогового органа о ее взыскании. Данный подход мотивировался тем, что ст. 112 Налогового кодекса РФ предоставляла право уменьшать размер санкции только суду. С 01.01.2006 начала действовать новая редакция п. 4 ст. 112 Кодекса, предоставившая такое право налоговому органу. Только после этой даты суды получили возможность принимать судебные акты о признании частично недействительным решения налогового органа со ссылкой на то, что налоговый орган неправомерно не принял во внимание наличие у налогоплателыцика смягчающих вину обстоятельств. В ч. 5 ст. 112 Закона № 229-ФЗ впервые перечислены случаи, когда исполнительский сбор не подлежит взысканию. Установив четкий порядок взыскания сбора, законодатель тем не менее не дал ответа на вопрос о его правовой природе. В юридической литературе встречаются различные точки зрения на этот счет. Суды же при вынесении судебных актов руководствовались правовой позицией, содержащейся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой исполнительский сбор - разновидность административно-правовой ответственности. В результате появилось суждение, что исполнительский сбор как мера административной ответственности должен применяться при наличии в действиях заявителя признаков состава исполнительского правонарушения , поэтому суд должен для определения обоснованности привлечения к ответственности правильно установить элементы данного нарушения: субъекта, объективную и субъективную стороны. Объективной стороной правонарушения, по мнению ряда авторов, было нарушение должником срока для добровольного исполнения, установленного судебным приставом-исполнителем, а субъективной - вина лица, которая заключалась в отсутствии уважительных причин неисполнения исполнительного документа в этот срок. Некоторые суды при рассмотрении споров о взыскании исполнительского сбора напрямую применяли нормы КоАП РФ о порядке привлечения к административной ответственности. Кассационные инстанции арбитражных судов не восприняли данную позицию. По одному из дел в постановлении ФАС Уральского округа от 12.08.2004 № Ф09-2556/04-ГК указано: «Взыскание судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора не является наказанием должника в смысле, придаваемом понятию «наказание» КоАП РФ. Статьей 4.5 КоАП РФ установлена давность привлечения лица к указанному в нем административному наказанию, к которому взыскание исполнительского сбора не относится. Процедура взыскания исполнительского сбора регулируется специальным Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Конституционный Суд РФ в Определении от 04.12.2003 № 443-О и Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов» подтвердили позицию кассационных судов. Как же определяет исполнительский сбор Закон № 229-ФЗ? Согласно ч. 1 ст. 112 Закона исполнительский сбор - это денежное взыскание за неисполнение властного предписания административного органа в лице судебного пристава-исполнителя. Исходя из легального определения можно предположить, что, как и ранее, исполнительский сбор является разновидностью административной санкции, поскольку она установлена за нарушение в сфере публичных, а не частных правоотношений. Хотелось бы заметить, что, отрицая распространение на взыскание исполнительского сбора норм КоАП РФ, суды кассационной инстанции вместе с тем в мотивировках своих постановлений определяют исполнительский сбор именно как административную санкцию. В постановлении ФАС Уральского округа от 04.03.2008 № Ф09-956/08-С1 указано, что «исполнительский сбор является санкцией штрафного характера по возложению на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, взыскиваемой после полного удовлетворения требований взыскателя». Данный подход основан на правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной санкции. Однако такой подход КС РФ был обусловлен недостатками изложения ст. 81 Закона об исполнительном производстве 1997 г. , которая в нарушение Конституции РФ не давала должнику возможности представить необходимые документы, подтверждающие уважительность причин неисполнения, не определяла порядок уменьшения ответственности. Упомянутые недостатки устранены в Законе № 229-ФЗ. Позиция И. Б. Морозовой, А. М. Треушникова, В. С. Анохина о том, что исполнительский сбор является платой, направленной на финансирование службы судебных приставов-исполнителей, была отвергнута Министерством юстиции РФ в письме от 21.12.2000 № 06-5893. В. В. Ярков определял исполнительский сбор как имущественную санкцию, применяемую к должнику за отказ от добровольного исполнения требований исполнительного документа, а также в случае несвоевременного исполнения исполнительного документа. В. Д. Адрущак и Н. В. Доровских считали, что исполнительский сбор сочетает в себе три вида платежей в доход государства: сбор, пошлину и штраф. В. Н. Аргунов полагал, что исполнительский сбор представляет собой фискальный платеж, который ближе всего к государственной пошлине и позволяет стимулировать быстрое исполнение постановления судебного пристава-исполнителя. С учетом новых подходов законодателя, изложенных в ст. 112 Закона № 229-ФЗ, заслуживает внимания определение исполнительского сбора, предложенное Л. В. Белоусовым: «Исполнительский сбор - это дополнительный вид имущественной ответственности к неисправному должнику, санкция за правонарушение, коим является неисполнение в добровольном порядке требования исполнительного документа, заключающаяся в возложении на должника новой гражданско-правовой обязанности». Не соглашаясь с изложенной позицией, Я. М. Каганцов указал на невозможность существования гражданских правоотношений на условиях власти (судебный пристав-исполнитель) и подчинения (должник). Как известно, мерами гражданско-правовой ответственности являются гражданско-правовые санкции. Гражданско-правовая санкция - это предусмотренные законом имущественные меры государственно-принудительного характера, применяемые к правонарушителю с целью компенсации имущественных потерь потерпевшего и возлагающие на правонарушителя неблагоприятные имущественные последствия правонарушения. Санкция в обязательстве - предусмотренная законом мера воздействия, применяемая к участнику обязательственного правоотношения в случае невыполнения лежащих на нем обязанностей. Какие нормы Закона № 229-ФЗ могут подтверждать, что исполнительский сбор является гражданско-правовой санкцией? Прежде всего, само название главы 15 Закона «Исполнительский сбор. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве» . Из буквального толкования названия следует, что исполнительский сбор выведен из видов ответственности за нарушения законодательства об исполнительном производстве, поскольку виды ответственности перечисляются в ст. 113, 114 Закона. Анализ ч. 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ в совокупности с определением понятия исполнительского сбора как «денежного взыскания» позволяет предположить, что исполнительский сбор имеет гражданско-правовую природу. В ч. 7 ст. 112 Закона прямо указано, что основанием освобождения от ответственности за нарушение обязательства по своевременному выполнению исполнительного документа является отсутствие оснований ответственности, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. В ч. 6 названной статьи закреплено, что такое освобождение возможно только судом при предъявлении иска об освобождении от взыскания. Иными словами, законодатель полагает, что между должником и государством в лице судебного пристава-исполнителя после возбуждения исполнительного производства возникает обязательство исполнить добровольно исполнительный документ в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем. Судебный пристав-исполнитель в рамках данного обязательства предупреждает должника о негативных последствиях его неисполнения, что свидетельствует о стимулирующей (организационной) функции исполнительского сбора, поскольку угроза дополнительного взыскания побуждает должника к надлежащему поведению. Одновременно исполнительский сбор носит компенсационный характер: взысканная сумма поступает в федеральный бюджет, из которого финансируются в том числе расходы на содержание судебных приставов-исполнителей. Проблема квалификации исполнительского сбора как гражданско-правовой санкции связана с тем, что гражданско-правовая ответственность представляет собой ответственность одного контрагента перед другим, нарушителя перед потерпевшим. В нашем же случае потерпевшей стороной выступает государство, поскольку исполнительский сбор взыскивается в федеральный бюджет. Но не стоит забывать, что и в гражданском законодательстве допускается взыскание санкций в доход государства (например, при применении ст. 169 ГК РФ). Если исходить из того, что исполнительский сбор относится к гражданско-правовой ответственности, то оправданно установление в ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ наравне с административным исковых способов защиты от наложения санкции в виде исполнительского сбора. Четкое уяснение правовой природы исполнительского сбора необходимо и для правильного определения налоговых последствий его уплаты. ФАС Северо-Западного округа постановлением от 25.06.2007 по делу № А56-51992/2005 признал неправомерным включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, сумму исполнительского сбора, взысканного в связи с принудительным исполнением постановления налогового органа, отметив, что в силу прямого указания п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде пени, штрафных санкций, перечисляемых в бюджет, а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством предоставлено право наложения указанных санкций. Согласно п. 1 ст. 81 Закона об исполнительном производстве 1997 г . в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для его добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносил постановление, по которому с должника взыскивался исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы. Исходя из буквального смысла данной нормы эта денежная сумма определяется именно как исполнительский сбор. Между тем такой сбор в перечне налогов и сборов, которые устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ, не указан. Следовательно, он не относится к сборам в смысле ст. 57 Конституции РФ. Кроме того, по смыслу ст. 81 Закона во взаимосвязи с его ст. 1, 7, 8, 9, 44, 45, 77, 84, 85 и 87 и с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. При этом данная мера является не правовосстановительной санкцией, т. е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по исполнению судебных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т. е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Значит, сумма исполнительского сбора не может быть включена в состав внереализационных расходов. Приведенная позиция суда небесспорна. При разрешении этого налогового спора нужно обратиться к Приказу Минфина России от 24.08.2007 № 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации» , согласно которому исполнительский сбор относится к административным платежам и сборам с КБК 000 1 15 01000 00 0000 140, а не к административным штрафам, которым присвоен КБК 000 1 16 00000 00 0000 000. Анализ платежей, включенных в административные платежи и сборы, показывает, что в основном это платежи за выполнение определенных государственных функций. Определение правовой природы исполнительского сбора важно и для выбора способов защиты должника, установления бремени доказывания при рассмотрении таких споров в суде. В силу ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ должник может обратиться в суд с:
- заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя;
- исковым заявлением об отсрочке или рассрочке уплаты исполнительского сбора;
- исковым заявлением об уменьшении исполнительского сбора;
- исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Рассмотрим каждое из требований в отдельности
1. Заявление о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя при обращении с ним в арбитражный суд должно быть оформлено по правилам ст. 199 АПК РФ. Заявление не оплачивается госпошлиной. Ранее такой способ защиты использовался для уменьшения исполнительского сбора. После 01.02.2008 он не может быть применен для снижения размера исполнительского сбора, ибо только суд полномочен решать данный вопрос. Заявление об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора может быть удовлетворено в следующих случаях:- преждевременное, до истечения срока добровольного исполнения, вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора.
- вынесение постановления по исполнительным производствам, перечисленным в ч. 5 ст. 112 Закона № 229-ФЗ;
- вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора при наличии документов, подтверждающих факт своевременного исполнения исполнительного документа.
- предоставление должником судебному приставу-исполнителю в срок, предусмотренный для добровольного исполнения, документов, свидетельствующих о невозможности исполнения вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
- вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора при наличии судебного акта о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения, приостановлении исполнительного производства, отложении исполнительных действий.
Арбитражным судом г. Санкт-Петербурга признано незаконным постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора со ссылкой на то, что постановление вынесено 12.11.2002, в то время как 05.11.2002 суд вынес по данному делу определение о предоставлении должнику отсрочки исполнения на срок до 01.04.2003;
- обращение должника в срок, предоставленный для добровольного исполнения, к судебному приставу-исполнителю с заявлением о продлении сроков исполнительного производства в порядке ст. 20 Закона № 229-ФЗ, не рассмотренным на момент принятия постановления о взыскании исполнительского сбора;
- отмена постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в продлении срока добровольного исполнения при условии, что должник исполнил требования исполнительного документа в срок, на который он просил отложить добровольное исполнение;
- неправильное определение размера исполнительского сбора.
- степень вины должника,
- имущественное положение должника,
- иные существенные обстоятельства.
- судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ;
- исполнительного документа;
- постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Галина Владимировна ДЕГТЕРЕВА,
Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т 1 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 2000. С. 452. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу № А41-К2-21402/07; ФАС Волго-Вятского округа от 07.03.2008 по делу № А79-5843/2007.
Многих должников интересует, что такое исполнительский сбор, откуда он берется и каков его размер. Давайте вместе разберемся с этими вопросами.
Согласно правилу, установленному пунктом 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ (например, судебный приказ или исполнительный лист) впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель устанавливает должнику срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.
Данный срок указывается судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства и составляет пять дней (со дня получения должником постановления).
Если в установленный приставом для добровольного исполнения срок должник не погасит числящуюся за ним задолженность, то служитель Фемиды вынужден начать процедуру принудительного исполнения требований исполнительного документа, тратя на это свои силы и время.
Исполнительский сбор, согласно положениям пункта 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
О возможности процедуры принудительного взыскания задолженности (в случае ее не погашения в установленный для добровольного исполнения срок), а также о взыскании исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительских действий (расходы на розыск должника и его имущества; расходы на перевозку, хранение и реализацию имущества должника и т.п.) должник информируется судебным приставом-исполнителем в тексте постановления о возбуждении исполнительского производства.
Согласно положениям пункта 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 000 рублей с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 000 рублей, с должника-организации – 50 000 рублей.
В тех ситуациях, когда есть несколько должников, отвечающих солидарно перед одним взыскателем (например, как это бывает в случае с должником и поручителем, отвечающим перед банком) исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 000 тысячи рублей с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.
Согласно положениям пункта 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В том случае, если исполнительский сбор наложен в процессе исполнения исполнительного документа, то соответствующее постановление судебного пристава-исполнителя (по исполнительскому сбору) подлежит исполнению без возбуждения отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого оно вынесено. Такое правило закреплено в пункте 15 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В том же случае, если взыскание исполнительского сбора не было осуществлено в ходе основного исполнительного производства (в рамках которого взыскивалась задолженность перед взыскателем), то судебный пристав-исполнитель в cсоответствии с положениями пункта 16 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» возбуждает (после окончания основного исполнительного производства) отдельное исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора.
Уважаемые посетители HotDolg!
Во избежание рисков, перед принятием каких-либо решений с использованием информации, размещенной на сайте, необходимо обращаться за получением консультации или иной необходимой помощи (правовой, управленческой, психологической) по конкретной сложившейся у Вас ситуации к специалисту. Если Вы хотите получить мнение юриста по Вашей проблеме или если Вы хотите получить иную правовую помощь (составление документа, представление интересов в суде и т.п.), то используйте сервис "Записаться на консультацию" в верхней правой части сайта. Обращаем Ваше внимание, что предоставлять ответы на задаваемые посетителями вопросы в комментариях к материалам проекта HotDolg (тем более оперативно), в связи с их большим количеством, не представляется возможным.
Если Вы желаете использовать материалы - обратитесь к администрации сайта.
Исполнительский сбор судебных приставов: размер и взыскание. Что такое исполнительский сбор?
На сегодняшний день огромная проблема нашего общества - долговые нагрузки. Суды завалены требованиями кредиторов по возврату. Должникам нужно обязательно помнить, что пени, штрафы, проценты - это не единственные растраты в случае взыскания долга через суд. Существует исполнительский сбор судебных приставов. Именно о нем пойдет речь далее.
Исполнительский сбор судебных приставов - это еще одна санкция в отношении должника за несвоевременный возврат. Его природа проста: это, своего рода, плата государству за работу приставов по взысканию долга, если решение не выполняется.
Исполнительский сбор судебных приставов считается мерой наказания. В то же время он придает дополнительный стимул исполнить все требования суда самостоятельно, т. к. в противном случае придется отдать больше, чем обязал суд.
Постановление о взыскании исполнительского сбора содержит всю необходимую информацию: наименование подразделения приставов, сведения о вынесенном постановлении, реквизиты для оплаты, порядок обжалования. Оно выносится в том случае, если должник в добровольный срок не выполнил требований по исполнительному листу. По закону, его должны проинформировать письменно о постановлении. На практике, к сожалению, это часто нарушается.
Должно быть два условия, по которым принимается решения о постановлении взыскивать исполнительский сбор:
- Неисполнение исполнительного документа в срок.
- Отсутствие доказательств о невозможности исполнения.
Добровольное исполнение требований
Исполнительский сбор могут не назначить, если должник добровольно в установленные приставами сроки выполнил требования. Следует понимать, что это относится только к тем судебным решениям, которые поступили впервые к приставам. Что это значит? Дело в том, что по закону исполнительный лист будет возвращен кредитору, если у должника физически отсутствует имущество, которое можно взыскать. Однако это не значит, что у первого отсутствует возможность на повторное обращение. В этом случае исполнительский сбор обязательно будет назначен.
На добровольное исполнение отводится 5 дней. За это время должник может выполнить требования суда и избежать дополнительных затрат. Выходные и праздничные не учитываются. Также нужно знать, что должника обязаны надлежащим образом уведомить об исполнительном листе одним из следующих способов:
- Личный выезд.
- СМС, телефон.
- Почтовая корреспонденция с уведомлением.
Если должник отказался принять заказное письмо, то это ему не поможет избежать санкций. По закону он будет считаться официально уведомленным. Каков размер исполнительского сбора? Далее об этом.
Исполнительский сбор судебных приставов: размер
Размер сбора равен 7 % от суммы взыскания. Это очень внушительный процент. Предположим, что должнику присудили полмиллиона. Размер сбора будет составлять 35 тыс. рублей. На мелкие суммы распространяются минимальные размеры:
- 1000 тыс. рублей - для физических лиц;
- 10 тыс. рублей - для юридических.
Другие суммы для требований неимущественного характера. Они не поддаются оценке стоимости, соответственно, процент взыскать невозможно. В этом случае придется заплатить:
Взыскание исполнительского сбора
Пристав должен уведомить должника, что в отношении него ведется производство. Часто это не соблюдается. Люди жалуются, что с них без предупреждения снимают деньги с банковских карт. Они никуда не переезжали, жили по одному адресу, не меняли ни работу, ни счет в банке. Однако все равно приставы их не предупредили должным образом, и заблокировали счета. Знайте - такие действия незаконны.
Приставы-исполнители перед взысканием обязаны убедиться, что:
- должнику давался срок, чтобы добровольно выполнить судебное решение, но он истек;
- имеются подтверждения, что должник знает о постановлении;
- должник не предоставил никаких доказательств причин, по которым он не смог выполнить требования.
Исполнительский сбор судебных приставов назначается отдельным постановлением. О нем также должны предупредить должника в установленном порядке. Важно знать, никто не обязан нанимать сыщиков и искать человека для вручения документа. По Закону гражданин считается уведомленным, если пришла отметка, что почтовые сотрудники пытались вручить корреспонденцию лично, но по каким-либо причинам этого сделать не удалось. Ошибочно наши граждане считают, что если лично не получить письмо, то уведомление недействительно. Если должник хочет избежать лишних финансовых растрат, то он должен предпринять все меры, чтобы контролировать свою входящую корреспонденцию.
Существуют уважительные случаи, когда сбор не взимается. Разберем их далее.
Уважительные случаи освобождения от сбора
Исполнительный сбор не взыскивается в случаях:
- непреодолимой силы;
- при предоставлении отсрочки.
Последний пункт ни у кого не вызывает вопросов. А что значит непреодолимая сила? Что попадает под данное понятие?
Под непреодолимой силой понимаются обстоятельства, которые исключали возможность заплатить. Например, наводнение. Человек живет в особых климатических условиях, в которых высока вероятность затопления. Дороги размыты, люди в плену у стихии. В этом случае данное обстоятельство будет попадать под понятие «непреодолимая сила». Не стоит забывать о важности доказывания обстоятельств, которые являются уважительными. Существуют отдельные случаи, когда субъект полностью освобожден от данной уплаты. Разберем их далее.
Отсутствие исполнительского сбора
Следующие ситуации освобождены от сбора:
- При повторном предъявлении. Из этого следует, что несколько раз предъявить сбор к одному и тому же исполнительному листу неправомерно.
- Акты по обеспечительным мерам.
- Постановления, связанные с компенсацией расходов судебных приставов.
- Запросы, связанные с розыском детей.
Важно понимать, что все постановления судебных приставов нельзя обжаловать в порядке подчиненности. Это значит, что бесполезно обращаться к старшему приставу на сам юридический документ. Конечно, незаконные действия или бездействие вышестоящие органы рассмотрят, но уже принятые постановления не отменят. Поэтому обжаловать сам документ по обязанности уплачивать исполнительский сбор придется только в суде.
Законным путем можно уменьшить сумму. Оснований для этого может быть несколько:
- Должник погасил часть долга после судебного решения, но до возбуждения дела по исполнительному листу.
- Должник погасил часть долга в период добровольного погашения.
- По решению суда.
Суд вправе уменьшить размер сбора. Для этого нужно будет доказать, что имели место причины, которые помешали вовремя оплатить долг. Например, тяжелая болезнь, травма. Важно знать, что должник обязан заплатить сразу же после лечения. Тяжелое финансовое положение не является существенной причиной по уменьшению размера сбора.
Итак, мы рассмотрели понятие исполнительского сбора, определили размеры по имущественным и неимущественным спорам. Пояснили, какие случаи освобождаются от сбора. Исполнительский сбор можно законным способом уменьшить.