В финансовую систему включаются. Финансовая система. Субъекты финансовой системы

Понятие "финансовая система" (или "система финансов") является развитием более общего понятия "финансы".

Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых создаются и используются различные фонды денежных средств.

Необходимость выделения отдельных звеньев финансовой системы вызвана различием в участии многочисленных субъектов экономических отношений (государство, хозяйствующие субъекты, население) в образовании, распределении и перераспределении ВВП и национального дохода, формировании и использовании фондов денежных средств.

Каждое звено играет свою роль. Каждому звену финансовой системы присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных доходов и фондов.

Система финансов страны состоит из двух укрупненных подсистем:

  • o централизованных финансов;
  • o децентрализованных финансов.

Финансовую систему современной России в наиболее общем виде можно представить в виде структурной схемы, изображенной на рис. 3.1 (в учебной и научной литературе содержатся и другие, более детализированные представления о финансовой системе).

Рис. 3.1.

Каждое звено выполняет свои задачи, имеет свою организационную структуру, а в совокупности все они образуют единую финансовую систему страны.

Взаимодействие подсистем, звеньев и подзвеньев финансовой системы осуществляется при посредничестве учреждений банковской системы, первым (верхним) уровнем которой является ЦБ РФ, а вторым (нижним) уровнем - коммерческие банки и другие кредитные учреждения.

Как известно, финансы тесно связаны с деньгами. Такая же тесная связь существует между финансовой и денежно-кредитной системами страны.

Государственные финансы (синонимы: государственные и муниципальные финансы, общественные финансы, финансы властных структур, публичные финансы) - это система денежных отношений по формированию и использованию денежных фондов, необходимых государству для выполнения его функций.

Основное звено государственных финансов - бюджетная система. Современная бюджетная система России приближена к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство. Она включает три независимых звена: федеральный бюджет, региональные и местные бюджеты.

Вторым звеном государственных финансов являются внебюджетные фонды. Они имеют строго целевое назначение. Различают внебюджетные фонды социального назначения (социальные внебюджетные фонды) и внебюджетные фонды отраслевого и межотраслевого характера (экономические внебюджетные фонды).

В настоящее время на федеральном уровне функционируют социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; до 2000 г. (включительно) действовал также Государственный фонд занятости населения, который был упразднен, а расходы, связанные с содержанием органов по трудоустройству временно неработающих граждан, теперь финансируются из территориальных и местных бюджетов.

В субъектах Федерации и в муниципальных образованиях сохранена практика создания экономических и социальных внебюджетных фондов, но и на этих уровнях за последние годы количество их уменьшилось, а соответствующие расходы стали финансироваться в рамках территориальных и местных бюджетов.

В качестве самостоятельного звена государственных финансов выступает государственный кредит, который представляет собой особую сферу финансовых отношений, где государство выступает главным образом в качестве заемщика денежных средств, а юридические и физические лица - в качестве инвесторов (вкладчиков) в государственные ценные бумаги.

Государство осуществляет заимствования у населения и хозяйствующих субъектов своей страны (внутренние заимствования) и в зарубежных странах, а также у международных финансово-кредитных организаций (внешние заимствования).

Государственные займы осуществляются с разными целями:

  • o покрыть дефицит бюджета;
  • o изъять из денежного рынка излишнюю денежную массу (стерилизация денежной массы).

Государство может выступать также в качестве инвестора, когда позаимствованные денежные средства направляются на капитальные вложения и в ценные бумаги (так называемые портфельные или финансовые инвестиции).

Государство нередко выступает в качестве гаранта, т.е. выдает гарантии юридическим и физическим лицам (безусловно, за определенную плату).

Финансы хозяйствующих субъектов являются основой финансовой системы государства. Государственные финансы опираются на финансовый потенциал хозяйствующих субъектов. В то же время финансы организаций (предприятий) являются объектом регулирования со стороны государственных органов власти и управления.

В условиях административно-командной системы управления в бывшем СССР вся экономическая, в том числе финансовая, деятельность регламентировалась государством.

В современной России государственное регламентирование деятельности хозяйствующих субъектов присутствует, но оно несравненно меньше, чем в дореформенной экономике.

Определяя правило поведения на рынке, государство не вмешивается в деятельность коммерческих организаций. В условиях рыночной экономики они обладают финансовой независимостью, самостоятельно устанавливают цены на свою продукцию, распределяют доходы от ее реализации, по своему усмотрению распоряжаются чистой прибылью, формируют денежные фонды для производственного и социального развития, изыскивают средства для инвестирования в свои активы, используя при этом ресурсы финансовых рынков.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов происходит в момент их учреждения, когда образуется уставный капитал за счет денежных и имущественных взносов учредителей и участников.

В дальнейшем источниками поступлений финансовых ресурсов являются:

  • o прибыль от предпринимательской деятельности (главный источник);
  • o амортизационные отчисления;
  • o заимствования у других хозяйствующих субъектов на финансовом рынке.

В экономической литературе под финансами населения понимаются финансы домашних хозяйств, которые ведутся одним или несколькими лицами, проживающими совместно или имеющими общий бюджет.

В отличие от финансов хозяйствующих субъектов, имеющих решающее значение в создании, первичном распределении и использовании ВВП и НД, финансы населения играют подчиненную, но в то же время важную роль в общей системе финансовых отношений.

Источниками финансовых ресурсов населения являются:

  • o собственные средства, заработанные членами семьи, - заработная плата, доход от подсобного хозяйства, прибыль от предпринимательской деятельности, дивиденды, проценты;
  • o средства, полученные в форме кредита у кредитных организаций.

В составе денежных доходов населения заметное место занимают

государственные социальные выплаты - пенсии, пособия, стипендии.

В целях регулирования оплаты труда и социальной защиты населения в июне 2000 г. был принят Федеральный закон № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", в соответствии с которым с 1 июня 2011 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет 4611 руб. в месяц. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-Φ3 "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. В IV квартале 2011 г. величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составила 6710 руб. в месяц, для пенсионеров и детей - 4902 руб. и 5993 руб. соответственно. Дополнительно отметим, что стоимость минимального набора продуктов питания в потребительской корзине в IV квартале 2011 г. составила 2263 руб. в месяц.

В соответствии с действующим законодательством, если среднедушевой доход семьи меньше величины прожиточного минимума, установленного в конкретном субъекте РФ, такая семья считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи в порядке, установленном Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Показателем бедности в экономической литературе считается удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума. По данным Росстата, в 2011 г. численность населения в России с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 18,1 млн человек, т.е. около 13% общей численности населения страны.

Большую роль в экономике страны играют расходы населения. Используя свои денежные доходы, население тем самым обеспечивает формирование и функционирование рынка товаров и услуг, а сбережения и денежные накопления населения являются по существу инвестиционными ресурсами страны. В России в 2011 г. в структуре использования денежных доходов населения около 74% приходится на покупку товаров и оплату услуг, немногим более 10% - на оплату обязательных платежей и взносов и 10,3% составляют сбережения.

Денежные доходы населения нашей страны в 2011 г. составили 35 192,6 млрд руб., в их общей сумме на долю оплаты труда, включая скрытую заработную плату, приходилось 67,1%, социальные выплаты - 18,2, на долю доходов от предпринимательской деятельности и от собственности - 9,1 и 3,6% соответственно. Представленные показатели отражают высокую степень зависимости финансов населения от состояния финансов организаций и государства и низкую степень предпринимательской активности населения.

Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, характеризующихся особенностями формирования и использования фондов денежных средств и различной ролью в ином воспроизводстве.

Финансовая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов - национальном доходе. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено особенностями функционирования экономических субъектов общества, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств.

Функционирование всех звеньев подчинено общей цели - мобилизации финансовых ресурсов и их дальнейшему распределению и перераспределению.

Рис. 3.1. Звенья финансовой системы Российской Федерации

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

· государственную бюджетную систему;

· внебюджетные специальные фонды;

· государственный кредит;

· фонды страхования;

· финансы предприятий различных форм собственности.

Следовательно, финансовая система России состоит из трех крупных сфер: общегосударственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и финансы страхования (рис. 3.1).

Общегосударственные финансы - это централизованные фонды денежных средств, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в сфере материального производства. Основным назначением этой сферы является централизация денежных средств для регулирования экономики и решения социальных проблем на уровне народного хозяйства.

Финансы хозяйствующих субъектов - это децентрализованные фонды денежных средств, которые образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий. Здесь формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. Ключевое место среди них принадлежит финансам коммерческих предприятий.

Страхование выделено в отдельную группу в силу специфики страховых отношений, включающих механизм формирования фондов страховых организаций, их использование методами, отличными от применяемых в других сферах финансовых отношений.

Процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурс осуществляемый в системе управления финансами страны и субъектов предпринимательства, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и институтов.

Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Решение этой задачи осложняется рядом объективных причин, поскольку необходимо учитывать наличие разных интересов участников рынка, рисков выполнения обязательств и т. п.


Покупателями и продавцами на финансовых рынках выступают домашние хозяйства, предприятия, государство. 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ 1. Государственный бюджет и налоги

Государственный бюджет - самое крупное звено госфинансов, которое представляет собой форму образования и расходования денежных средств, обеспечивающих функционирование государственной власти. Объективный характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства должна концентрироваться определенная часть национального дохода, необходимая для решения задач, возложенных на государство.

Экономическая сущность бюджета выражается в системе финансовых отношений между государством, органами самоуправления, экономическими субъектами и населением по вопросам жизнеобеспечения деятельности государства в целом.

Социальная сущность бюджета определяется, с одной стороны, уровнем налогового бремени для отдельных групп населения и экономическихсубъектов, с другой - направленностью использования бюджетных средств.

С юридической точки зрения бюджет - это документ, принимающий форму закона, правового акта, на основании которого формируются и расходуются фонды денежных средств на выполнение общегосударственных функций, функций субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Государственный бюджет является особой формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью использования ее для удовлетворения потребностей всего общества. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (иногда национального богатства) между отраслями экономики, сферами общественной деятельности, территориями страны. Кроме этого, посредством государственного бюджета проводятся мероприятия по государственному финансовому регулированию экономики.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

· Перераспределение национального дохода;

· Государственное регулирование и стимулирование экономики;

· Финансовое обеспечение социальной политики;

· Контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Во взаимосвязях бюджета с экономикой и обществом традиционно решаются две основные проблемы.

Первая состоит в том, чтобы при изъятии значительной части добавленной стоимости и имущества экономических субъектов не лишать их возможностей для предпринимательства, простого и расширенного воспроизводства. Производители должны иметь все необходимые условия для эффективной предпринимательской деятельности.

Вторая проблема сводится к обеспечению достаточной социальной защищенности нетрудоспособного населения.

Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны.

Согласно бюджетному кодексу РФ бюджетная система состоит из трех уровней:

I федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

II бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

III- местные бюджеты.

Бюджетный процесс -это процедуры по разработке и исполнению бюджетов.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности: составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; исполнение бюджетов; составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение. Все стадии бюджетного процесса взаимосвязаны и являются прямым отражением экономической жизни общества.

Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) и исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля, а также главные распорядители бюджетных средств.

Каждый участник бюджетного процесса имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия. Контроль исполнения бюджетов возложен на органы казначейства.

В основе формирования бюджета лежат государственные доходы.

Государственные доходы - это система денежных отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение государства и государственных предприятий. Доходы служат финансовой базой государства.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации являются налоги, займы и эмиссия.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги, выступающие главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивающие мобилизацию значительной части финансовых ресурсов (от 80 до 90 %).

Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, установленные законодательством и осуществляемые плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Сущность и роль налогов проявляются в их функциях: фискальной, регулирующей и контрольной.

Соотношение финансовых ресурсов бюджетов зависит от финансовой политики на каждом историческом этапе развития государства и ежегодно утверждается при принятии закона о бюджете.Большая доля федерального бюджета характеризуется функциями и назначением данного бюджета, который решает проблемы в стране в целом (армия, наука, культура, космические достижения и производство). На долю федерального бюджета приходится от 50% до 70% финансовых ресурсов.Территориальный бюджет формирует ресурсы региона и решает территориальные проблемы бюджетной сферы и муниципальных предприятий. На его долю приходится от 20% до 50% финансовых ресурсов.

Местные бюджеты формируют ресурсы конкретного местожительства населения (город, поселок), финансируют жилищно-коммунальную деятельность, дошкольное образование, муниципальные предприятия. На его долю приходится от 5% до 20% финансовых ресурсов.

Все бюджеты функционируют автономно: местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный бюджет.

Вторым по финансовому значению методом мобилизации государственных доходов являются займы. Это связано с наличием разрыва между налоговыми поступлениями и бюджетными расходами. Выпуск займов образует государственный долг. Финансовой базой погашения займов выступают налоги.

Третьим методом мобилизации государственных доходов служит бумажно-денежная и кредитная эмиссия. Это самый непопулярный метод, так как приводит к росту избыточной денежной массы и усилению инфляции.

Государственные расходы - это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной).

Государственные расходы осуществляются разными способами: финансированием и путем предоставления ссуд и кредитов. Основной способ - это финансирование, т. е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности.

При использовании государственных расходов из любых источников должны соблюдаться финансовая дисциплина, принципы законности, эффективности и целесообразности.

К основным направлениям государственных расходов относят:

Расходы на социальные нужды - один из важнейших видов расходов, включающий расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Примерно 3/4 их общего объема финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения. Расходы имеют тенденцию роста ввиду развития научно-технического прогресса. За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, квалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т. п.

Внешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это прямые субсидии компаниям из бюджета, освобождение экспортеров от налогов, предоставление кредита экспортеру или импортеру на льготных условиях, страхование экспорта и т. д. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.

Экономические расходы имеют важное народнохозяйственное значение. Они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства. Важное место принадлежит инвестициям. Они расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь, дороги, мелиорация), которые требуют огромных капиталовложений. К экономическим расходам относится

· финансирование новых прогрессивных отраслей, таких как атомная энергетика и космическая отрасль;

· финансирование убыточных отраслей (угледобывающих, сельского хозяйства);

· финансирование научно-исследовательских работ, особенно фундаментальных, требующих крупного сосредоточения финансовых ресурсов.

Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важнейшим государственным расходам. В их состав включаются расходы на содержание личного состава; вооружение; материально-техническое оснащение; строительство военных объектов; на военные исследования и разработки; пенсионное обеспечение во­еннослужащих и членов их семей; подготовку кадров; создание запасов и резервов на случай войны и др. Это прямые военные расходы. Существуют и косвенные военные расходы, т.е. расходы, связанные с ликвидацией последствий войны. При формировании военного бюджета следует учитывать его безвозвратный и непроизводительный характер. Лишь затраты на военные исследования и разработки могут косвенно принести экономический эффект.

Расходы на управление – включает в себя расходы на содержание законодательных и исполнительных органов государственной власти, на содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуру. В расходах на управление преобладают расходы на зарплату, командировочные, оплату транспортных и коммунальных услуг и т.д.

Затраты на текущее обслуживание внутреннего и внешнего долга – возникают при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита.

Признаки финансов:

1) денежное отношение;

2) распределительное отношение;

Безэквивалентное отношение.

Понятие ≪финансы≫ рассматривают в двух аспектах:

1) экономический аспект.

Финансы - экономические отношения, возникающие по поводу образования,распределения и использования денежных фондов в целях выполнения

задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреждений.

2) материальный аспект.

Финансы - денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.

Финансы - денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.

Денежные фонды - обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.

Виды финансов:

1 )централизованные - используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории.

Централизованные финансы включают денежные средства, которые аккумулированы:

а) в бюджете государства;

б)в государственных внебюджетных фондах;

в) в государственном и банковском кредитовании;

г) в личном и имущественном государственном

страховании;

2) децентрализованные - денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах.

К децентрализованным финансам относятся денежные средства предприятий и организаций всех форм собственности, учреждений и общественных организаций, отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды;



3) местные финансы - совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов на территории муниципальных образований.

Функции финансов:

1) распределительная - способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;

2) контрольная - заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ

в стране. Финансы как целостная экономическая категория имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого

из которых характерны свои особенности. Совокупность входящих в состав финансов звеньев институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.

Финансовая система Российской Федерации: понятие, структура.

Финансовая система - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных

фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем,что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Финансовая система РФ включает в себя: 1) государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления; 2) внебюджетные специальные фонды; 3) государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне); 4) фондстрахования (имущественного и личного) и 5) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования

экономики и социальных отношений на микроуровне.

Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство

организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство

финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ). Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит а систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный

Комитет.

Финансовая система понимается в двух смыслах:

1) как юридическая категория - представляет собой совокупность государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность. Финансовая деятельность - деятельность государства по образованию, распределению и использованию

централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие;

Финансы составляют целостную, определенную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов). Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы охватывают своим воздействием многообразные потребности общества, всю экономику и социальную сферу страны. Под финансовой системой понимают:

совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Каждое государство имеет свою финансовую систему, характеризующуюся определенными признаками, а именно:

все институты финансовой системы способствуют образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

в зависимости от задач государства элементы финансовой системы могут видоизменяться (возможно появление новых институтов или прекращение действующих);

объем каждого элемента может варьироваться в зависимости от экономической и финансовой политики государства;

взаимосвязь элементов обусловлена постоянным движением денежных средств не только внутри каждого из них, но и между ними. При этом движение денежных средств в финансовой системе не хаотичное, а строго урегулированное;

В финансовой системе должен поддерживаться определенный баланс денежных фондов, так как нехватка или переизбыток средств в каком-либо звене приводит к тому, что начинает «лихорадить» систему в целом.

Финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

государственные финансы;

местные финансы;

финансы хозяйствующих субъектов;

фонды страхования;

кредит (государственный и банковский).

В более широком смысле финансовую систему государства можно определить как основанную на экономико-правовых отношениях совокупность бюджетной системы, системы финансов предприятий, страховой и кредитной системы.

Финансовая система - это «кровеносная» система государства, по которой осуществляется движение денежных средств, способствуя жизнеобеспечению всего государственного организма. Каждый институт финансовой системы подразделяется на пединституты в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в структуру государственных финансов входят бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды. Местные финансы включают в себя средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги. Институт финансов хозяйствующих субъектов объединяет как финансы коммерческих предприятий и организаций, так и финансы учреждений, некоммерческих и общественных организаций. В сфере страхования действуют такие пединституты, как личное, имущественное страхование, страхование ответственности, перестрахование, а также такой элемент, как инвестирование части страхового фонда. Институт кредитования представляет государственный кредит и отношения по поводу привлечения и размещения денежных средств кредитными организациями. При этом пединститут финансовой системы - государственный кредит - включает в себя такие элементы, как внутренние и внешние займы, образующие государственный долг. Государственный кредит применяется в первую очередь при дефиците бюджета. Банковский кредит - многосторонняя деятельность специально созданных организаций, кото-рые, привлекая средства юридических и физических лиц для создания соответствующих фондов, перераспределяют их другим хозяйствующим субъектам.

Как совокупность государственных органов финансовая система Российской Федерации представляет собой специальную груп-пу финансовых органов и кредитных организаций. Во главе финан-совых органов стоит Министерство финансов Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Систему кредитных организаций возглавляет Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий единую государственную денежно- кредитную политику.

Таким образом, финансовая система государства - это совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев, представляющих финансовые институты и инструменты, создающих необходимые условия для финансовых процессов и формирования финансовых ресурсов.

Финансовая система представляет собой совокупность различных фондов, управляющих наличными и безналичными финансовыми ресурсами. Денежные средства находятся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, финансовых институтов и домохозяйств. В процессе финансовой деятельности государство образует, перераспределяет и использует денежные средства. Государственные системы имеют разную структуру, но обладают общим признаком - наличием фондов финансовых ресурсов.

Сферы и звенья финансовой системы

Система финансов формируется из нескольких сфер или направлений финансовых отношений. Сферы по-своему формируют денежные средства, используют их и играют свою роль в общественной жизни.

Рассмотрим структуру финансовой системы РФ. По типу денежных отношений систему российских финансов можно поделить на следующие направления:

  • государственные финансы федерального, регионального и местного уровня
  • капитал экономических субъектов, компаний коммерческого и некоммерческого сектора, предприятий из различных секторов экономики
  • финансы банковско-кредитных организаций
  • капитал фондового рынка
  • государственные и частные фонды страхования
  • финансы домохозяйств

По типу фондов можно выделить две сферы финансов:

  • централизованные - это бюджеты, внебюджетные, кредитные и страховые фонды, увязанные с конкретной территорией (ресурсы государства или муниципалитетов)
  • децентрализованные - это финансы юридических и физических лиц, отраслевых, межотраслевых фондов (формируются из оборота некоммерческих, коммерческих организаций, производственных предприятий и домашних хозяйств)

Каждая сфера (централизованная и децентрализованная) состоит из звеньев или составных элементов. Например, общегосударственная сфера включает в себя такие звенья как: федеральный бюджет, внебюджетные фонды, госкредит, финансы унитарных предприятий.

Субъекты финансовой системы

Отношения в сфере финансов имеют распределительный характер. Распределение стоимости в первую очередь осуществляется субъектами. Поскольку субъекты выполняют главную роль в общественном производстве, они служат первым критерием для классификации отношений в сфере финансов. В связи с этим выделяют три крупные сферы: финансовые ресурсы предприятий, страховые организации и госфинансы.

Субъекты осуществляют формирование целевых фондов с учетом роли, которую они выполняют в общественном производстве: прямое участие, страховая защита или госрегулирование. Сфера деятельности напрямую влияет на состав и назначение целевых фондов. Каждая из вышеперечисленных сфер содержит звенья, которые группируются с учетом деятельности субъекта.

Сферы и звенья взаимосвязаны, в совокупности формируют единую финансовую систему. Звенья осуществляют обслуживание процессов распределения на внутрихозяйственном, внутриотраслевом, межотраслевом или межтерриториальном уровне.

Основные сферы финансовой системы

Система денежных отношений страны включает в себя две основные сферы финансов, играющие разную роль в общественной жизни. Рассмотрим особенности финансовых сфер.

Централизованная сфера

Централизованная финансовая сфера включает в себя бюджеты, внебюджетные, кредитные и страховые фонды, имеющие территориальную привязку. Публичные финансы представлены 3-х уровневой бюджетной системой. Госфинансы формируются из налоговых, таможенных и прочих взносов, доходов от размещения государственных ЦБ, от реализации ГЦБ, от реализации государственной собственности или от сдачи ее в аренду.

Основная роль отводится федеральному бюджету, обеспечивающему финансирование решений общенациональных задач. Через федеральный бюджет перераспределяется ВВП и НД страны. В состав бюджета входят целевые фонды, а внебюджетные фонды являются независимым звеном. На сегодняшний день в государстве существует три внебюджетных фондовых звена:

  • фонд соцстрахования
  • фонд ОМС
  • пенсионный фонд

Фонды имеют целевое назначение, предназначены для оказания социальных услуг населению, гарантируют конституционные права граждан.

Децентрализованные финансы

К децентрализованной сфере относят оборот некоммерческих, коммерческих организаций, производственных предприятий и домашних хозяйств населения. Финансы корпораций и организаций являются важным элементом денежной системы РФ. Это совокупность финансовых отношений между субъектами, формирующихся в процессе использования доходов.

Децентрализованные звенья выполняют две основные задачи:

  • распределительная функция - распределение стоимости общественного, национального дохода, в процессе деятельности предприятие получает выручку и возмещает израсходованные средства производства;
  • контрольная функция предполагает контроль финансового состояния компаний, отраслей и национальной экономики с помощью анализа прибыли, рентабельности.

Контрольная функция реализуется с помощью мониторинга денежных потоков, контроля над соблюдением структуры фондов, регулярных проверок по применению финансовых ресурсов. Процесс распределения осуществляется на трех основных уровнях: общегосударственном, уровне предприятий, компаний и производственных коллективов. Децентрализованные финансы служат важным инструментом управления, стимулирования и контроля экономики страны.

Государственная сфера финансовой системы РФ

Центральным элементом системы денежных отношений являются государственные финансы. Это сфера формирования, перераспределения, применения фондов государства, муниципальных субъектов, которые используют финансовые ресурсы для решения общественных функций и задач. Государство распределяет бюджетные поступления между субъектами РФ, муниципальными округами, экономическими отраслями, сферами производства, гражданами.

Упрощенно схему структуры финансовой системы РФ представляют в виде двух уровней:

  • главное звено (госфинансы, финансовые ресурсы коммерческих компаний, организаций, хозяйств населения)
  • вспомогательные звенья (ресурсы банковских, кредитных компаний, страховых организаций и участников фондового рынка)

Систему финансов РФ представляют в виде институциональной структуры, включающей в себя три различных уровня.

Федеральный уровень

Муниципальный уровень

Уровень хозяйствующих субъектов

  1. Госдума.
  2. Совет Федерации.
  3. Минфин РФ (Федеральное казначейство, ФНС, ФССН, Службы по бюджетному надзору и мониторингу).
  4. Центробанк.
  5. Счетная палата.
  6. Таможенная служба.
  7. Служба по финансам и рынкам.
  8. Правления внебюджетных фондов.
  1. Местные комиссии по бюджету и финансам.
  2. Департаменты финансов.
  3. Контрольный аппарат Минфина.
  4. Отделения казначейства.
  5. Управления Центробанка.
  6. Районные ФНС.
  7. Счетные комиссии.
  8. Городские таможни.
  1. Финансовые отделы.
  2. Дирекции по финансам.
  3. Департаменты.

Звенья финансово-кредитной системы

  1. Госбюджет - это государственный финансовый план по силе равный законодательным актам. Он утверждается Федеральным Собранием РФ, является главным планом страны по распределению финансовых ресурсов и инструментом воздействия на сферы общественной жизни. Цель госбюджета - это поддержание функционирования государства. Бюджет формируется из поступлений от субъектов экономики и других специфических платежей. К бюджетным расходам относят вложения в различные мероприятия, финансирование государственной системы.
  2. Госкредитование - это система денежных отношений, в процессе которых мобилизуются свободные средства бюджетов, населения и используются на условиях возвратности.
  3. Фонды страхования позволяют возмещать убытки, возникающие в результате форс-мажорных обстоятельств.
  4. Фондовый рынок - это уникальный вид денежных отношений, формирующихся в процессе купли-продажи ценных бумаг, финансовых инструментов и активов. Фондовый рынок позволяет перемещать капиталы отрасли с более высокой доходностью.

Таким образом, система госфинансов представляет собой широкую сеть органов и учреждений, которые осуществляют государственную деятельность в сфере финансов. Данную систему возглавляет Минфин РФ, руководящий всеми финансами в стране.

Органы управления финансовой системой

Управление финансовыми ресурсами осуществляют многочисленные органы власти.

Орган власти

Администрация Президента РФ

Подписание бюджетного плана, постановка целей, задач денежной политики, использование право вето на финансовые законодательные акты и проекты

Парламент РФ

Утверждение федерального бюджета, налоговых ставок, сборов, выплат, финансовых законодательных актов

Координирующий центр

Управление финансами

Минфин РФ

Минфин реализует финансовую политику, организует, направляет работу исполнительных органов, разрабатывает федеральный бюджетный план, законодательные акты в целях регулирования финансовых отношений и т.д.

ФНС и ФТС

Налоговые и таможенные органы контролируют достоверность расчета, полноту внесения налоговых, таможенных сборов и других платежей

ФС по финансовым рынкам

Контроль участников и субъектов фондового рынка в целях увеличения перечислений в бюджетный фонд

Банк России

Реализует денежно-кредитную и финансовую государственную политику, отвечает за исполнение бюджета, контролирует работу банков, финансово-кредитных компаний, микрофинансовых организаций

Счетная палата

Контроль надо соблюдением финансового законодательства и перемещением денежных ресурсов

Все общественные отношения, сформированные в финансовой сфере, контролируются государственными органами.

Характеристика сфер финансовой системы РФ

Исторически сложилось, что страны подразделяют на две группы по типу финансовой системы:

  • государства, где финансовая сфера основана на банках (Япония, некоторые страны ЕС)
  • страны с системой, базирующейся на фондовых рынках (США, Великобритания, Австралия, Сингапур)

Данное разделение является условным, так как оба типа систем постепенно сближаются. Классификация стран на два типа позволяет увидеть за счет, каких источников финансируется реальный экономический сектор: банковских кредитов или ценных бумаг. Для установления типа финансовой системы эксперты опираются на 4 фактора:

  • структура собственности
  • уровень защиты прав акционеров
  • готовностью граждан страны к риску
  • сила вмешательства правительства в экономическую жизнь

Считается, что чем меньше государство вмешивается в экономику, тем больше объем фондового рынка, свободнее оборот ценных бумаг. Участие государственных институтов в распределении денег ограничивает фондовый рынок.

Для оценки финансовой системы РФ можно использовать следующие характеристики:

  • повышенная ставка рефинансирования, кредитование наиболее доступно для субъектов из сфер экономики с высокой рентабельностью
  • высокая степень концентрации капиталов
  • финансовые ресурсы, представленные банковскими компаниями, используются по большей части для обслуживания кратковременных операций
  • большая доля бартерных сделок - фактор, урезающий деятельность финансовой сферы
  • отложенный спрос граждан в виде кредита с отрицательной ставкой
  • отсутствует сильная законодательная защита вложений в ценные бумаги, поэтому только 0,3% населения готово инвестировать в акции

Основной проблемой развития системы финансовых ресурсов РФ является то, что государственные структуры и крупные предприниматели не поддерживают друг друга. Без содействия государства бизнес не может оживить экономическую и финансовую систему.

В сфере укрепления кредитно-финансового сектора для государства существует ряд возможностей. Одним из основных источников финансовых ресурсов для банков, фондового рынка и экономики могут стать сбережения граждан. В связи с этим повышение уровня доходов населения является важной государственной задачей. Этому будет способствовать понижение налогов на доходы. Эксперты рекомендуют проводить снижение налогов, а не перераспределение с граждан на компании реального экономического сектора.

Повышение привлекательности депозитов, вкладов за счет повышения эффективности государственного страхования позволит привлечь доходы населения в банки. Кроме того, требуется совершенствование нормативной базы: внесение изменений в концепцию защиты инвесторов, совершенствование правил торговли на фондовом рынке.

Цели финансовой системы и ее сфер

Главной целью современной финансовой системы РФ является формирование условий, при которых будет осуществляться производство национального продукта при полной занятости и низком значении инфляции. Это и есть обеспечение макроэкономической стабильности.

Для достижения данной цели российская система финансов должна решить следующие задачи:

  • повышение эффективности обмена товаров и услуг
  • создание капитала в объеме, соответствующем экономическим потребностям экономики
  • превращение потребностей в реальные блага

Принципы функционирования финансовой системы

Базой для организации системы государственных финансов являются следующие принципы:

  • принцип единства предполагает наличие единой финансовой политики, законодательной и нормативно-правовой базы, единой методики формирования отчетности всех хозяйствующих субъектов
  • принцип сбалансированности - заключается в том, что стоимостная оценка имущества субъектов экономики имеет конкретные источники формирования
  • принцип целевой направленности - состоит в том, что субъекты экономики и коммерческой сферы финансов ориентированы на извлечение прибыли
  • принцип диверсификации источников финансирования предполагает инвестирование в различные объекты и виды имущества

Просмотров