Часть финансовых отношений которая обеспечивает потребности воспроизводства. Роль финансов в расширенном воспроизводстве. Система финансов России

Понятие и признаки финансов

Финансы – экономические отношения, выраженные в денежной форме и возникающие по поводу распределения и перераспределения стоимости валового продукта и части стоимости национального богатства страны путём формирования и расходования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов.

Термин «finansia» возник в XIII-XV веках в Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Основные признаки финансов:

Наличие денежных отношений между двумя субъектами, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов);

Субъекты обладают разными правами в процессе денежных отношений: один из них (государство) обладает особыми полномочиями:

В процессе денежных отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, т.е. финансы носят фондовый характер;

Регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-приоритетного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответственного фискального аппарата.

Таким образом, финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, а также удовлетворения социальных и других потребностей общества.


Предпосылки возникновения финансов

Можно выделить следующие предпосылки возникновения финансов:

1. Именно в центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.



2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей


Функции финансов

Финансовые отношения охватывают две сферы:

Экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;

Экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между субъектами этих отношений (государством, предприятиями, организациями, гражданами и т.п.).

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны, который представляет собой вновь созданную стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.

Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят обьективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории, хотя они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие собой финансовые ресурсы страны, главное условие роста которых - увеличение национального дохода.

Сущность финансов проявляется в их функциях:

Распределительная

Контрольная

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создании так называемых основных, или первичных доходов. Однако первичные доходы еще не образуют денежные фонды, необходимые для развития экономики. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, в результате которого образуются вторичные (производственные) доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Конечная цель распределения национального дохода состоит в развитии производительных сил и создания рыночных структур экономики.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

Помимо распределительной и контрольной функций, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.


Роль финансов в процессе расширенного воспроизводства

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части - национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Роль финансов можно свести к 3 основным направлениям:

1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие всех затрат за счет финансовых ресурсов (собственных средств, заемных или привлеченных источников)

2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов. Изменение темпов роста отдельных структурных подразделение для перестройки производства в соответствии с потребностями общества.

3 вида регулирования экономики:

Саморегулирование, т.е. регулирование экономики рыночным механизмом

Государственное

Регулирование экономики через финансы предприятий (предприятие само определяет пропорции между потреблением и накоплением средств)

3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется следующими методами:

Через эффективное вложение финансовых ресурсов

Через создание поощрительных фондов

Через использование бюджетных стимулов

Через использование финансовых санкций

Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется тем, что финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта. Только с помощью категории финансов осуществляется этот процесс.

Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном выражении. В зависимости от того, как мы распределим будет зависеть процесс воспроизводства. Необходимы определенные пропорции, а главная пропорция зависит от того как мы поделим национальный доход.

финансы и цена:

цена – основа стоимостного распределения совокупного общественного продукта по элементам, т е с помощью цены происходит первичный процесс формирования стоимости общественного продукта. Распределительные отношения в сфере ценообразования вкл. в себя: 1) отношения между юр. лицами по поводу определения цены на товар, 2) между юр. и физ. Лицами по поводу определения тарифных ставок, 3) между гос-вом и юр. лицами по поводу регулирования цен для монополистов, 4) между бюджетом и физ. лицами.

Взаимосвязь состоит в том, что:

цена является основой финансового распределения стоимости,

финансы корректируют пропорции установленные ценами в условиях экономического развития общества.

Отличие в том, что цена осуществляет формирование стоимости на стадии производства, а с помощью финансов происходит превращение скрытых форм собственности в денежные средства.

финансы и кредиты:

кредит – распределительные отношения по поводу распределения временно свободных денежных средств для покрытия определенных потребностей

Появление временно свободных средств обусловлено следующими причинами: 1) наличное кол-во денежных средств превышает потребность в ресурсах, 2) наличных средств недостаточно для удовлетворения определенных целевых потребностей и эти ресурсы должны накапливаться, 3) несовпадение срока платежа и срока получения денежных средств.

Отношения могут быть: 1) между юр. лицами по поводу вексельного кредита, 2) между банком и юр. лицом по поводу кредита, 3) между банком и физ. лицом по поводу ссуды на стр-во, 4) между юр. и физ. лицами по поводу потребительского кредита, 5) между гос-вом и юр. лицом по поводу выдачи казначейских ссуд, 6) между бюджетными фондами, 7) между физ. лицами по поводу векселей под проценты, 8) между банками по поводу межбанковского кредита.

Взаимосвязь:

комплексное использование финансовых и кредитных ресурсов, при недостатке финансовых средств предприятие берет кредит, а при их излишке хранит на депозитных счетах,

сочетание финансовых и кредитных методов обеспечения ресурсами расширенного воспроизводства.

Отличия: 1) объектом распределения финансов является национальный доход ВНП, объектом распределения кредита – только часть ВНП (временно свободные средства), 2) принципы финансирования основаны на безвозмездности, бессрочности, безвозвратности, но на целевой основе и не требуют никокого обеспечения, а принципы кредитования основаны на принципах срочности, возвратности, платности и обеспечения, 3) назначение финансов – формирование доходов, накопление и использование этих средств по целевому назначению, а основное назначение кредита – аккумулирование денежных средств и их использование на неотложные нужды в виде ссуд, 4) финансы имеют только одностороннее движение стоимости, а кредит – разорванное во времени движение стоимости, 5) перераспределение кредитных ресурсов происходит только между субъектами распределительных отношений, а финансовое распределение охватывает не только субъектов, но и распределяет еще в рамках каждого субъекте по целевому назначению, 6) кредитные ресурсы тесно связаны с денежным оборотом и с их помощью осуществляется регулирование объема денежных средств, финансы такой тесной связи не имеют.



финансы и зарплата:

зарплата – распределительные отношения по поводу распределения и перераспределения вновь созданной стоимости для создания индивидуальных доходов в соответствии с условиями труда, кол-вом и качеством затраченного труда, то есть зарплата – мера стоимости труда

Зарплата включает в себя систему отношений:

между юр. и физ. лицами по поводу установления дохода,

между бюджетом и юр. лицами по поводу формирования ФОТ,

между бюджетом и физ. лицами по поводу пособий и льгот.

Взаимосвязь: 1) с помощью финансов формируется ФОТ и отделяются от других временно свободные средства, а с другой стороны ФОТ выступает устойчивым источником финансовых ресурсов для формирования оборотных средств, покрытия потребностей запасов, 2) в результате распределения ФОТ формируется финансовыми методами, а распределение полученных доходов осуществляется через механизм оплаты труда.

ВОПРОС №4 Финансовые ресурсы, резервы, капитал, фонды денежных средств. Понятие, классификация, особенности, функции, методы формирования, источники.

Финансовые ресурсы, как экономическая категория, представляют собой совокупность доходов и расходов, сущностью которой являются методы и формы образования доходов и направления их использования. Формой материализации финансовых ресурсов являются денежные средства целевого назначения, которые образуются за счет собственных источников, заемных и привлеченных средств, часть которых подлежит перераспределению государством, а часть остается у предприятия для удовлетворения собственных нужд. Другими словами, финансовые ресурсы – это денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, предприятий или субъектов хозяйствования, которые используются для покрытия затрат и образования разных фондов и резервов.

Состав финансовых ресурсов изменяется в зависимости от уровня хозяйствования (государство, отрасль, предприятие), от направления деятельности (коммерческое, некоммерческое, общественное). По составу финансовые ресурсы, несмотря на различия, имеют общие признаки и формы.

На уровне доходов финансовые ресурсы включают:

доходы от основной деятельности;

доходы от специализированных видов деятельности;

прочие доходы.

На уровне расходов финансовые ресурсы включают в себя:

расходы на основную деятельность;

расходы на инвестиции;

прочие расходы.

Основные признаки финансов:

денежный характер отношений

распределительный характер финансовых отношений

преимущественно фондовый характер (может быть бесфондовое распределение, но на целевой основе)

финансовые отношения имеют государственно-властную или принудительную форму проявления. Финансовые отношения связаны с существованием государства

финансовые отношения в качестве материального носителя используют финансовые ресурсы.

Финансовые источники делятся на:

1) источники, которые действуют на макроуровне (уровне государства);

2) источники, которые действуют на микроуровне (уровне предприятия).

Самый важный источник финансовых ресурсов - стоимость ВВП страны, который состоит из C+V+M (капитал + зарплата + прибыль).

V + M - основные источники финансовых ресурсов на макроуровне.

Элемент V, являясь личным доходом трудящегося, как правило, зарплатой, выступает в качестве источника финансовых ресурсов по 3-ем направлениям:

налоги (из зарплаты должны выплачиваться);

страховые платежи;

прочие платежи (как профсоюзные взносы, взносы в спецфонды и т.д.)

Таким образом, элемент V участвует в создании финансовых ресурсов на макроуровне.

Элемент М - прибавочная стоимость, прибыль. Является основным источником финансовых ресурсов.

Источники финансовых ресурсов на макроуровне:

1. ВВП (первая группа финансовых источников).

2. Доходы от внешнеэкономической деятельности (сейчас наши статистические органы переходят к системе национальных счетов (СНС), которая помогает найти ВВП, НД и т.п.).

3. Национальное богатство.

4. Привлеченные (заемные) ресурсы.

Источники финансовых ресурсов на микроуровне:

1. Источники собственных финансовых ресурсов (например, выручка дает возможность формировать ресурсы предприятия):

Внешняя экономическая деятельность предприятия;

- Богатство предприятия (станки и пр., т.е. все, что можно продать).

2. Средства предприятия, которые приравниваются к собственным (это средства предприятия, которые ему не принадлежат, но находятся в его распоряжении):

- зарплата(выступает в форме устойчивых пассивов);

- отпускные деньги (начисляются, но находятся в распоряжении предприятия).

3. Привлеченные средства (это средства, которые мобилизуются предприятием на финансовом рынке - рынок ценных бумаг (РЦБ), ссудных капиталов и т.п.):

- заемные средства;

- путем продажи акций и облигаций.

4. Источники, которые получают предприятия в порядке перераспределения средств:

- от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета;

- страховые возмещения (страхование – способ перераспределения средств).


Финансовые ресурсы делятся на:

1) централизованные (выступают в форме бюджетных и внебюджетных фондов и обеспечивают потребности воспроизводства на макроуровне (например, бюджет)).

2) децентрализованные (формируются у субъектов хозяйствования и используются на расширение производства (или оказание услуг) и удовлетворение социально - культурных потребностей работников предприятия.

Они направляются на следующие цели:

a) капиталовложения;

b) увеличение оборотных средств;

c) финансирование НТП;

d) проведение природоохранных мероприятий;

e) обеспечение потребностей социального характера (жилищный фонд, сфера дошкольных учреждений, оздоровительные лагеря, дома культуры);

f) прочие аналогичные цели.

Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства. Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий делятся на:

собственные и приравненные к ним доходы и поступления:

доходы от основной деятельности, от финансовых операций, от строительно-монтажных работ, выполненных хозспособом;

поступления от продаваемого и выбывшего имущества, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы, целевые поступления;

финансовые ресурсы, мобилизуемые на фондовом рынке:

продажа ценных бумаг;

кредитные инвестиции;

финансовые ресурсы, поступающие в порядке распределения:

страховые возмещения по наступившим случаям;

финансовые ресурсы, поступившие от вышестоящих организаций;

финансовые ресурсы, получаемые на паях и долевых началах;

дивиденды и другие ценные бумаги других эмиттентов.

расходы на пополнение фонда возмещения;

расходы на финансирование обновления производства;

расходы на формирование фондов социального назначения;

косвенные и прямые налоги;

формирование финансовых резервов;

прочие расходы.

Финансовые ресурсы некоммерческих предприятий.

(бюджетные на основе сметного финансирования):

выручка от сдачи помещений и оборудования в аренду;

безвозмездные взносы от юридических лиц;

прочие доходы.

расходы на зарплату;

оплата материальных и приравненных к ним затрат;

расчеты с юридическими лицами за выполненные услуги;

затраты на развитие, обновление, реконструкцию;

прочие расходы.

Финансовые ресурсы общественных организаций:

вступительные и членские взносы;

отчисления на благотворительные цели;

доходы от хозяйственных подразделений;

доходы от проведения платных мероприятий;

поступления от платных услуг населению;

прочие доходы.

расходы, связанные с основной деятельностью;

административно-управленческие расходы;

средства на капвложения и ремонты;

прочие расходы.

Финансовые резервы. Понятие, особенности, функции, классификация и источники образования

Принцип обеспеченности фин. резервами – один из принципов организации финансов коммерческих организаций и предприятий. Он диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рынка последствия риска ложатся на предпринимателя. Кроме того, предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском невозврата платежа (экон. борьба за покупателя). Фин. вложения предприятия также связаны с риском невозврата вложенных ден. средств или получения дохода ниже предполагаемого. Также могут иметь место прямые экон. просчеты в разработке производственной программы.

Реализацией этого принципа является формирование фин. резервов и др. аналогичных фондов, способных укрепить фин. положение предприятия в критические моменты хозяйствования.

Фин. резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и др. обязательных платежей в бюджет. Акционерные общества обязаны формировать фин. резерв в законодательно установленном порядке. На практике, из-за низких фин. возможностей, не все предприятия образуют фин. резервы, необходимые для их фин. устойчивости.

Финансовые ресурсы, изъятые из обращения, формируют финансовые резервы. Порядок формирования резервов определяется законодательными актами, а на уровне коммерческих предприятий – либо не более 25% от уставного капитала либо не более 50% от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Резервы используются в следующих случаях:

восполнение недостатка собственных оборотных средств

финансирование работ, связанных с открытиями, инновациями

погашение платежей в бюджет и во внебюджетные фонды при недостатке собственных источников

покрытие убытков от стихийных бедствий

покрытие различных коммерческих рисков, когда невозможно страхование или отсутствует возможность кредитования

погашение долгосрочных кредитов

КАПИТАЛ - (лат. capitalis - главный) - в широком смысле - это все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг.

Собственный капитал предприятия – разница между суммой активов и суммой внешних обязательств предприятия. Он подразделяется на постоянный (уставный) и переменный. За счет переменной части формируется резервный и добавочный капитал, и нераспределенная прибыль. Уставный капитал – часть капитала предприятия, вложенная в текущие активы. Одна часть формирует производственные фонды, а другая – образует фонды обращения.

Фонды денежных средств образуются за счет выручки от реализации товаров, готовой продукции и выполненных работ.

При реализации продукции у предприятий образуется выручка и соответственно доход. Одна часть этого дохода поступает в государственный бюджет, централизованные фонды социального страхования, а другая - остается в рас­поряжении предприятий на образование фондов оплаты тру­да, экономического стимулирования и финансирования зат­рат по расширению и развитию производства.

Таким образом, финансы выступают орудием контроля за правильным образованием, распределением и использовани­ем фондов денежных средств в процессе производства и реа­лизации продукции.

Финансы – Экзамен

Вопрос № 1. Социально-экономическая сущность финансов и их функции.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для реализации экономических, социальных и политических задач.

Социально экономическая сущность финансов заключается, прежде всего, в обеспечении регулярного товарно-денежного обращения и удовлетворении потребности в финансовых ресурсах.

Функции финансов:

1.Формирование денежных доходов государства– происходит в сфере материального производства, а сфера обращения только опосредует эти отношения.

2. Распределительная. В процессе производства и торговли возникают различные доходы. Однако для целей удовлетворения потребностей общества в развитии требуется перераспределить часть этих и иных доходов. Это осуществляется путем изъятия части указанных доходов, создания за счет этих средств фондов и расходования фондов на общественно полезные цели: образование, медицину, строительство, оборону и т.д.

3. Контрольная. Контроль за правильностью аккумулирования и распределения фондов и ресурсов. Поэтому финансы позволяют также определить наиболее оптимальные пути расходования аккумулированных средств, с тем, чтобы потребности общества были удовлетворены максимально.

4.Регулирующая связана с вмешательствам государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

Вопрос № 2. Система финансовых отношений. Понятие «финансовая система»

Финансовая система – совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений. финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система экономически развитых государств включает следующие звенья финансовых отношений:

  • государственный бюджет;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • государственный кредит;
  • фонды страхования;
  • фондовый рынок;
  • финансово-кредитную систему государства;
  • финансы предприятий различных форм собственности.

Вопрос № 3. Связь государственных функций и состава системы финансовых отношений. Связь территориально-административного устройства государства и состава системы финансов.

Национальная оборона - финансирование расходов на оборону осуществляется из федерального бюджета путем ассигнования средств Министерству Обороны РФ;

С помощью государственных целевых внебюджетных фондов можно решать ряд задач:

· оказывать социальную помощь и услуги населению путем выплаты денежных пособий, единовременной помощи;

· обеспечивать восстановление и сохранение трудоспособности человека;

· оказывать социальные услуги населению путем финансирования учреждений социальной инфраструктуры;

· финансировать пенсионное обеспечение.

С помощью целевых государственных внебюджетных фондов можно влиять на экономическое развитие регионов путем финансирования отдельных хозяйственных мероприятий, например строительства сети дорог общего пользования и др.

Вопрос № 4. Роль финансов в расширенном воспроизводстве

Процесс воспроизводства:

1. Производство – 2. Распределение – 3. Обмен – 4. Потребление

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возоб­новление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части - национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществ­ляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам ифинансам предприятий.

Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование предприятий и отдельных отраслей хо­зяйства, расходов на социальные цели и налоговую политику.

За счет централизованных фондов обеспечиваются потреб­ности расширенного воспроизводства на макроуровне; осуще­ствляется межотраслевое и территориальное перераспределе­ние ресурсов для выравнивания уровня экономического и со­циального развития отдельных рег ионов.

Особенно велика роль финансов в расширенном воспроиз­водстве предприятий различных форм собственности, посколь­ку при их непосредственном участии создается ВВП и проис­ходит его распределение внутри предприятия и отраслей. Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, вхо­дят также расходы на образование, здравоохранение, социаль­ное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызы вается во многом требованиями научно-технической рево­люции. Быстрая качественная перестройка производства требу­ет постоянного изменения профессиональной структуры рабо­чей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.

I Тема.

1. Сущность и предпосылки возникновения финансов. Специфические признаки финансов.

2. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения.

3. Финансовая система страны, сущность, звенья и их взаимосвязь между собой.

4. Функции финансов как проявление их сущности.

Впервые термин «Финансы» возник в торговых городах Италии XIII-XV вв. и изначально Финансы означали доход и платёж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений. Между государством и населением по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Таким образом, данный термин отражал:

1. Денежные отношения между 2-мя субъектами (деньги являются материальной основой возникновения финансов), без денег нет финансов (натур хоз-во).

2. В процессе денежных отношений субъекты обладали разными правами. При этом гос-во обладало особыми полномочиями – взимание налогов.

3. В процессе денежных отношений стал формироваться бюджет как общегосударственый фонд денежных ср-в.

4. Регулярное поступление ср-в в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам и сборам принудительного хар-ра, что достигалось посредством правовой деятельности государства.

Таким образом, первым признаком Финансов явл-ся - наличие денежных отношений (денежный характер).

Почему финансы возникли в XIII-XV веках?

Ряд предпосылок:

1. Первые буржуазные революции в центральной Европе, в результате которых власть монархов была значительно ограничена. Монарх не мог единолично пользоваться казной, возникает понятие государственного бюджета.

2. Бюджет стал носить системный характер, возникли определённые группы доходов и расходов бюджета, т.е. бюджет приобрёл определенную структуру (4 крупных направления расходования гос. средств: армия, управление страной, поддержка экономики, соц. политика).



3. Налоги стали взиматься преимущественно в денежной форме, тогда как ранее формировались в виде натуральных податей и трудовых повинностей.

Финансы возникают в воспроизводственном процессе.

Воспроизводство – это непрерывно повторяющийся процесс производства материальных благ в обществе.

Стадии воспроизводства:

1. Производство – это процесс взаимодействия трудовых и материальных ресурсов, результатом которого является продукция. В результате производства создаётся совокупный общественный продукт.

Совокупный общественный продукт – это выраженная в рыночных ценах стоимость товаров и услуг, произведённых в сфере материального производства (все-все произведённые товары).

2. Распределения – это процесс выделения доли общественного продукта каждому участнику общественного производства (государству –налоги, населению – оплат труда, предприятиям – доля как производителям (амортизация, чистая прибыль)).

3. Обмен – это процесс связи производителя и потребителя (Товар – Деньги – Товар).

4. Потребление – расход полученной доли.

Областью возникновения финансов выступает 2-я стадия воспроизводственного процесса – распределения, т.к. именно на этой стадии возникают денежные отношения.

На сегодняшний момент вопрос о границах финансовых отношений относится к разряду дискуссионных. Существуют 2-е точки зрения по этому вопросу:

1. Финансы возникают и действуют только на стадии распределения.

2. Финансы возникают на стадии распределения и продолжают своё действие на стадии обмена.

Исходным моментом возникновения финансов является процесс первичного распределения стоимости общественного продукта.

Первичное распределение – процесс дробления реализуемой стоимости и выделения в её составе первичных доходов.

Себистоимость продукции

C – стоимость

V – оплата труда

C+V+M M - прибыль

Амортиз. Сырьё,матер., топливо.

Схема формирования доходов субъекта экономических отношений в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта.

СОП – совокупный общественный продукт.

1 этап – первичное распределение стоимости. На этом этапе не учитываются интересы государства. Следовательно, возникает необходимость распределения через налоги.



В результате такого перераспределения формируются фонды государства (бюджет, внебюджетные фонды).

Внебюджетные фонды:

Пенсионный Фонд России – ПФР.

Фонд Социального Страхования – ФСС.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования – ФФОМС.

Территориальные Фонды Обязательного Медицинского Страхования – ТФОМС.

Это фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное и социального обеспечение, получение медицинской помощи.

Чистая прибыль – прибыль, которой предприятие может распоряжаться по-своему усмотрению.

Финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта с целью формирования целевых денежных фондов у субъектов экономических отношений.

На основе вышесказанного можно выделить второй признак финансов – распределительный характер финансовых отношений.

Процесс стоимостного распределения общественного продукта характеризуется сложностью, в силу этого он осуществляется с помощью разных экономических категорий, каждая из которых выполняет специфическую только ей присущую роль. В процессе стоимостного распределения финансы взаимодействуют с такими экономическими категориями как деньги, цена, кредит и зарплата.

I Финансы и деньги.

Деньги – это материальная основа возникновения финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряется стоимость товара. Благодаря финансам происходит распределение этой стоимости. Главное предназначение финансов состоит в обеспечении предприятий и государства необходимыми финансовыми ресурсами.

II Финансы и цена.

Цена – это денежное выражение стоимости товара. Благодаря цене стоимость общественного продукта получает денежное выражение, именно благодаря цене можно определить количественно величину финансовых ресурсов предприятий и государства, а также доходов населения.

III Финансы и кредит.

Банковский кредит как экономическая категория – является одной из форм движения ссудного капитала, при этом возникают денежные отношения, в процессе которых временно свободные денежные средства (государства, предприятий, населения) аккумулируются банковской системой посредством вкладов (депозитов) максимальная ставка 12% годовых. В дальнейшем эти средства предоставляются в виде кредитов, нуждающимся в них субъектам на условиях возвратности, платности, срочности, обеспеченности.

Характер функционирования финансов и кредита существенно отличаются, эти отличия проявляются в следующем:

1.Кредит функционирует на возвратной основе (имеет место двустороннее движение стоимости). Финансы всегда выражают одностороннее движение стоимости.

2.Кредитные ресурсы предоставляются заёмщиком на платной основе (процент).

Финансовые ресурсы предоставляются бесплатно.

IV Финансы и зарплата.

Зарплата как экономическая категория выражает денежные отношения, возникающие в процессе распределения стоимости общественного продукта путём формирования индивидуальных доходов работника в зависимости от количества и качества затраченного труда.

Финансы способствуют (помогают) зарплате сформировать фонд оплаты труда, отделяя его от остальных денежных фондов предприятия.

Зарплата может выступать финансовым ресурсом предприятия, происходит это в результате несовпадения сроков начисления зарплаты и её выдачи работникам (зарплата начисляется в конце месяца, а выдаётся в начале следующего месяца, срок устанавливается коллективным договором). До момента выдачи зарплата у предприятия формируется задолженность по зарплате, которое выступает финансовым ресурсом организации (устойчивые пассивы ).

Устойчивые – будут возникать постоянно.

Пассивы – источники, из которых формируются активы.

Бухгалтерский баланс – А=П (актив – всё имущество организации, Пассивы – источники, из которых активы).

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения финансов.

Финансовая система – совокупность денежных отношений, связанных с распределением и использованием фондов денежных средств в рамках конкретной страны (СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СТРАНЫ).

Финансы трансформируются в финансовую систему на основе группировки финансовых отношений.

Группировка позволяет выделить три подсистемы:

1.Финансы предприятий (корпоративные (хозяйствующие субъекты))

2.Финансы государства (публичные финансы)

3. Финансы населения (финансы домашних хозяйств).

Выделение этих подсистем обусловлено2-мя признаками:

1.Различия в функциональном предназначении подсистем.

Для публичных финансов – выполнение своих функций, защита экономически неактивного населения.

Для предприятий – производство продукции с целью получения прибыли.

Для дом. хоз. – удовлетворение материальных и духовных потребностей.

2.Каждая подсистема имеет собственную финансовую базу:

Предприятия – амортизация, чистая прибыль.

Государство – бюджет и внебюджетные фонды.

Население – зарплата.

Финансы хоз. субъектов – это система денежных отношений, связанных с образованием фондов денежных средств, обеспечивающих процесс воспроизводство в рамках предприятия.

Финансы предприятий составляют основу всей финансовой системы, поскольку они непосредственно участвуют в производственном процессе, формируют совокупный общественный продукт, часть которого посредством налогов перераспределяет в подсистему государственных финансов. Кроме того, финансы предприятий являются источником доходов дом. хоз.

Гос. финансы – это система денежных отношений, связанных с образованием денежных фондов государства, необходимых для осуществления его функций.

Выделение подсистемы финансы дом. хоз. обусловлено тем, что в рыночной экономике рабочая сила принимает товарный характер и поэтому как участник общего производства получает свою долю в производственном продукте в форме зарплаты.

Дом. хоз-во – это экономическая единица, состоящая из одного и более лиц, которое снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для потребления товаров и услуг, удовлетворения материальных потребностей.

Финансы дом. хоз-в – это денежное отношение, складывающееся в процессе формирования и использования семейных бюджетов.

В финансовой системе страны дом. хоз-ва играют очень важную роль:

1.Дом. хоз-ва представляют предприятиям трудовые ресурсы.

2.Формируют спрос; дом. хоз-во – это покупатели товаров и услуг, от которого в конечном итоге зависит финансовое положение предприятия.

3.Дом. хоз-ва сберегают часть совокупного дохода, приобретая финансовые активы (Вклады, ценные бумаги) и в реальные активы (недвижимость, золото).

Любая система представляет собой взаимосвязь входящих в неё элементов. Под системами финансовой системы страны существует тесная взаимосвязь, что обусловлено – СОП – наличием общего источника формирования доходов.





Внутри отдельных подсистем выделяют звенья в зависимости от хар-ра деят-ти субъекта, который оказывает влияние на состав целевых денежных фондов.

Финансовые отношения в сфере финансов предприятий можно сгруппировать по следующим признакам:

1.По методу хозяйствования:

· Финансы коммерческих организаций

· Финансы некоммерческих организаций.

В основу такого деления положена цель деят-ти организации.

Для коммерческой деят-ти – извлечение прибыли.

Для некоммерческой организации – оказание услуг различного рода (соц.) – культура, спорт, образование, здравоохранение.

2.По отраслевому признаку:

· Промышленность

· Торговля

· Транспорт

· Строительство

3.По организационно-правовой форме (гражданский кодекс):

· Хоз. товарищества

· Хоз. общества

· Производственные кооперативы

· Унитарные предприятия

В подсистеме гос. финансов можно выделить следующие звенья:

1.Фед. бюджет

2.Бюджеты субъектов (региональные) – 83 субъекта

3.Местные бюджеты

4.Бюджеты гос. внебюджетных фондов

Сущность финансов как экономической категории проявляется в присущих ей функциях.

Функция показывает, как действует данная эк. Категория.

Выделяют две основные функции финансов:

1.Распределительная

2.Контрольная

Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая фин. операция означает распределение стоимости общественного продукта и одновременно контроль за этим распределением.

Через распределительную функцию финансов реализуется общее предназначение финансов, а именно, обеспечение государства и предприятий необходимыми финансовыми ресурсами, которые в процессе их использования приобретают форму денежных фондов.

Распределительный процесс, осуществляющийся с помощью финансов, характеризуется сложностью и многогранностью. Это проявляется следующим:

1. Распределительный процесс проходит в 2 этапа (Этап первичного распределения стоимости и перераспределение)

2. С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни. Благодаря финансам происходит перераспределение ресурсов материального производства в нематериальное производство.

3. Благодаря финансам происходит перераспределение ресурсов между отдельными территориями страны.

В силу неоднородности эк. и соц. Развития регионов «доноры», »реципиенты» возникает необходимость выделения из бюджета финансовой помощи «реципиентам» (дотации, субсидии, субвенции).

Благодаря контрольной функции – контролируется распределение стоимости общественного продукта по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению

Инструментом реализации контрольной функции выступает финансовая информация, содержащаяся в бухгалтерской и статистической отчётности.

По обыкновению речь идет о целевых фондах хозяйствующих субъектов и государства.

Зарубежная научная мысль не рассматривает финансы так широко. В зарубежной литературе финансы обычно делят на:

  • публичные;
  • личные;
  • корпоративные.

Итак, рассматривая финансы в широком смысле, в российской научной среде сформировалось следующее их понимание: Финансы — система отношений в обществе на фоне образования и использования фондов денежных средств в соответствии с функциями и ролью категории каждого элемента системы.

Категории

Публичные (государственные):

  • бюджет;
  • налоги;
  • кредит;
  • внебюджетные фонды;
  • финансы предприятий;
  • имущественное и личное страхование.

Кредитная система:

  • операции Центробанка РФ и других госбанков;
  • операции коммерческих банков;
  • эмиссия денег;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды, ломбарды;
  • негосударственная страховая система.

Финансы отраслей воспроизводственного процесса:

  • финансы предприятий и организаций (производственной и непроизводственной сферы);
  • финансы прочих субъектов воспроизводственного процесса.

Вторичный финансовый рынок:

  • операции с векселями;
  • операции с акциями;
  • операции с недвижимостью;
  • операции с драгоценными камнями и металлами;
  • биржевые товарные операции.

Международные финансы:

  • финансовые организации;
  • кредитные организации;
  • инвестиционные операции;
  • валютные операции.

Функции

Функции финансов понимаются в различных экономических школах по-своему в зависимости от трактовки и концепций им присущих. В российской научной литературе выделяются московская и петербургская концепции. Согласно московской финансы выполняют следующие функции:

  • распределительная (распределение и перераспределение внутреннего валового дохода);
  • контрольная (отслеживание хода распределения на предмет законности);
  • регулирующая (воздействие государства через налоги, госкредиты, финансирование некоторых предприятий, реализацию налоговой политики);
  • стабилизирующая.

Петербургская концепция рассматривает функции в другом ключе:

  • формирование бюджетных доходов;
  • осуществление бюджетных расходов;
  • контроль за исполнением бюджета.

Система финансов России

Система финансов это комплекс различных сфер финансовых отношений, взаимодействующих друг с другом. Российская финансовая система состоит из двух подсистем:

  • государственные и муниципальные финансы;
  • финансы предприятий и организаций.

Для наглядности представим систему финансов РФ графически (рисунок 1)

Финансы всегда подчинены целям и задачам субъектов их организующим. С этой точки зрения интересна трактовка С.Ю.Витте, который был министром финансов до революции 1917 года. Он называл финансы «совокупностью государственного имущества», а науку о финансах — «способами наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства».

Просмотров