Особенности организации медицинской и лекарственной помощи жителям сельской местности в современных условиях на территории ставропольского края. Особенность организации мед помощи сельскому населению. Основные направления совершенствования мед помощи сель
Главной особенностью оказания медицинской помощи жителям села является ее этапность. Условно выделяют три этапа в организации медицинской помощи сельскому населению (рис. 17.1).
Первый этап - учреждения здравоохранения сельского поселения, которые входят в состав комплексного терапевтического участка. На этом этапе сельские жители получают доврачебную, а также основные виды врачебной медицинской помощи: терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую.
Первым медицинским учреждением, в которое, как правило, обращается сельский житель, является фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). Он функционирует как структурное подразделение участковой или центральной районной больницы. ФАП целесообразно организовывать в населенных пунктах с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км, а если расстояние превышает 7 км, то и в населенных пунктах с числом жителей до 700 человек.
На ФАП возлагается решение большого комплекса медико-санитарных задач:
Проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение заболеваемости, травматизма и отравлений среди сельского населения;
Снижение смертности, прежде всего младенческой, материнской, в трудоспособном возрасте;
Оказание населению доврачебной медицинской помощи;
Участие в текущем санитарном надзоре за детскими дошкольными и школьными образовательными учреждениями, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных мест;
Проведение подворных обходов по эпидемиологическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания;
Повышение санитарно-гигиенической культуры населения. Таким образом, ФАП является учреждением здравоохранения
в большей степени профилактической направленности. На ФАП
Рис. 17.1. Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению
возлагают функции аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптечных товаров.
Работу ФАПа возглавляет заведующий ФАП, основными задачами которого являются:
Организация лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической работы;
Амбулаторный прием и лечение больных на дому;
Оказание скорой и неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим направлением больного в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение;
Подготовка больных к приему врачом на ФАП, проведение диспансеризации населения и профилактических прививок;
Проведение противоэпидемических мероприятий, в частности подворных обходов по эпидемиологическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания;
Оказание медицинской помощи детям в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, расположенных на территории деятельности ФАП и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников;
Проведение санитарно-просветительной работы среди населения. На должность заведующего ФАП назначают лицо, получившее среднее медицинское образование по специальности «Лечебное дело» и имеющее сертификат по специальности «Лечебное дело».
Кроме заведующего на ФАП работают акушерка и патронажная медицинская сестра.
Акушерка ФАП несет ответственность за обеспечение и уровень оказания доврачебной медицинской помощи беременным и гинекологическим больным, а также за санитарно-просветительную работу среди населения по вопросам охраны материнства и детства.
Акушерка непосредственно подчиняется заведующему ФАП, а методическое руководство ее работой осуществляет врач акушер-гинеколог лечебно-профилактического учреждения, на которого возложена ответственность за оказание акушерско-гинекологической помощи населению на территории деятельности ФАП.
Патронажная медицинская сестра осуществляет профилактические мероприятия по оздоровлению детского населения. В этих целях она решает следующие задачи:
Проводит патронаж здоровых детей в возрасте до 1 года, в том числе новорожденных на дому, осуществляет контроль за рациональным вскармливанием ребенка;
Осуществляет мероприятия по профилактике рахита и гипотрофии;
Проводит профилактические прививки и диагностические пробы;
Проводит профилактическую работу в дошкольных и школьных образовательных учреждениях (расположенных на территории деятельности ФАП и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников);
Готовит больных детей к приему на ФАП врачом-педиатром;
Проводит подворные обходы по эпидемиологическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания и др.
При отсутствии в штатном расписании должности патронажной медицинской сестры акушерка, помимо своих обязанностей, ведет наблюдение за состоянием здоровья и развитием детей 1-го года жизни. При отсутствии в штате ФАП акушерки и патронажной медицинской сестры их обязанности выполняет заведующий.
Несмотря на важную роль ФАП, ведущим медицинским учреждением на первом этапе оказания медицинской помощи жителям села является участковая больница, которая в своем составе может иметь стационар и врачебную амбулаторию. Виды и объем медицинской помощи в участковой больнице, ее мощность, оснащение, укомплектованность медицинскими кадрами во многом зависят от профиля и мощности других медицинских учреждений, входящих в систему здравоохранения муниципального района (сельского поселения). Основной задачей участковой больницы является оказание населению первичной медико-санитарной помощи.
Амбулаторно-поликлиническая помощь населению - важнейший раздел работы участковой больницы. Она может оказываться амбулаторией, входящей в структуру больницы, или самостоятельной амбулаторией. Основной задачей амбулатории является проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности, смертности среди населения, раннему выявлению заболеваний, диспансеризации больных. Врачи амбулатории ведут прием взрослых и детей, осуществляют вызовы на дом и неотложную помощь. В приеме больных могут принимать участие и фельдшера, однако медицинская помощь в амбулатории преимущественно должна оказываться врачами. В участковой больнице проводится экспертиза временной нетрудоспособности, а в случае необходимости больные направляются на МСЭ.
С целью приближения специализированной медицинской помощи жителям села врачи центральной районной больницы по опре-
деленному графику выезжают в амбулаторию для приема больных и отбора их в случае необходимости на госпитализацию в специализированные учреждения. В последнее время во многих субъектах РФ происходит реорганизация участковых больниц и амбулаторий в центры общей врачебной (семейной) практики.
Вторым этапом обеспечения медицинской помощью сельского населения являются учреждения здравоохранения муниципального района, а среди них ведущее место занимает центральная районная больница (ЦРБ). Центральная районная больница осуществляет основные виды специализированной медицинской помощи и одновременно выполняет функции органа управления здравоохранением на территории муниципального района.
Мощность ЦРБ, профиль специализированных отделений в ее составе зависят от численности населения, структуры и уровня заболеваемости, иных медико-организационных факторов и определяются администрациями муниципальных образований. Как правило, ЦРБ бывают мощностью от 100 до 500 коек, а число специализированных отделений в ней - не менее пяти: терапевтическое, хирургическое с травматологией, педиатрическое, инфекционное и акушерско-гинекологическое (если в районе нет родильного дома).
Главный врач ЦРБ является руководителем здравоохранения муниципального района, назначается и освобождается от должности администрацией муниципального района.
Примерная организационная структура ЦРБ представлена на рис. 17.2.
Методическую, организационную и консультативную помощь врачам комплексных терапевтических участков, фельдшерам ФАП осуществляют специалисты ЦРБ. Каждый из них согласно утвержденному графику выезжает на комплексный терапевтический участок для проведения медицинских осмотров, анализа диспансерной работы, отбора больных на госпитализацию.
С целью приближения специализированной медицинской помощи к сельскому населению создаются межрайонные медицинские центры. Функции таких центров выполняют крупные ЦРБ (мощностью 500-700 коек), способные обеспечить население ближайших муниципальных районов недостающими видами специализированной стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.
В структуре ЦРБ имеется поликлиника, которая оказывает первичную медико-санитарную помощь сельскому населению по направле-
Рис. 17.2. Примерная организационная структура ЦРБ
ниям фельдшеров ФАП, врачей амбулаторий, центров общей врачебной (семейной) практики.
Оказание внебольничной и стационарной лечебно-профилактической помощи детям в муниципальном районе возлагается на детские консультации (поликлиники) и детские отделения ЦРБ. Профилактическая и лечебная работа детских поликлиник и детских отделений ЦРБ осуществляется на тех же принципах, что и в городских детских поликлиниках.
Оказание акушерско-гинекологической помощи женщинам в муниципальном районе возлагается на женские консультации, родильные и гинекологические отделения ЦРБ.
Функциональные обязанности медицинского персонала, учетноотчетная документация, расчет статистических показателей деятельности ЦРБ принципиально не отличаются от таковых в городских больницах и АПУ.
Третьим этапом обеспечения сельского населения медицинской помощью являются учреждения здравоохранения субъекта РФ, а среди них главную роль играют областные (краевые, окружные, республиканские) больницы. На этом этапе осуществляется оказание специализированной медицинской помощи по всем основным специальностям.
Областная (краевая, окружная, республиканская) больница - крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, призванное оказывать в полном объеме специализированную помощь не только сельским, но и всем жителям субъекта РФ. Она является центром организационно-методического руководства медицинскими учреждениями, размещенными на территории области (края, округа, республики), базой специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.
Примерная организационная структура областной (краевой, окружной, республиканской) больницы представлена на рис. 17.3.
Функциональные обязанности медицинского персонала, методика расчета статистических показателей, учетно-отчетная документация областной (краевой, окружной, республиканской) больницы принципиально не отличаются от таковых в городской или центральной районной больницах. В то же время организация работы областной (краевой, окружной, республиканской) больницы имеет свои особенности, одной из которых является наличие в составе больницы консультативной поликлиники, куда за помощью приезжают жите-
Рис. 17.3. Примерная организационная структура областной (краевой, окружной, республиканской) больницы
ли всех муниципальных районов (городских округов) субъекта РФ. Для их размещения при больнице организуется пансионат или гостиница для пациентов.
В консультативную поликлинику больных направляют, как правило, после предварительной консультации и обследования у районных (городских) врачей-специалистов.
Другой особенностью областной (краевой, окружной, республиканской) больницы является наличие в ее составе отделения экстренной и планово-консультативной помощи, которое, используя средства санитарной авиации или наземного автотранспорта, оказывает экстренную и консультативную помощь с выездом в отдаленные населенные пункты. Кроме того, отделение обеспечивает доставку больных в специализированные региональные и федеральные медицинские центры.
Отделение экстренной и планово-консультативной помощи работает в тесной связи с региональным центром медицины катастроф.
В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций практическую работу по выполнению санитарных заданий осуществляют бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности.
В отличие от ЦРБ в областной (краевой, окружной, республиканской) больнице функции организационно-методического отдела значительно шире. Фактически он служит аналитическим центром и научно-методической базой органа управления здравоохранением субъекта РФ по внедрению в практику современных медицинских и организационных технологий.
К организационной деятельности отдела относятся проведение региональных фельдшерских (сестринских) конференций, обобщение и распространение передового опыта учреждений здравоохранения, организация медицинских осмотров населения, плановых выездов специалистов, издание инструктивно-методических материалов и др.
Главная особенность оказания медицинской помощи сельскому населению заключается в ее этапности. Условно выделяют три этапа к организации медицинской помощи сельскому населению.
Таб. 3. Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению
Первый этап - учреждения здравоохранения сельского поселения, которые входят в состав комплексного терапевтического участка. На этом этапе сельские жители получают доврачебную, а также основные виды врачебной медицинской помощи (терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую).
Первым медицинским учреждением, в которое, как правило, обращается сельский житель, является фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). Он функционирует как структурное подразделение участковой или центральной районной больницы. ФАП целесообразно организовывать в населенных пунктах с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км, а если расстояние превышает 7 км, то и в населенных пунктах с числом жителей до 700 человек.
На фельдшерско-акушерский пункт возлагается решение большого комплекса медико-санитарных задач:
Проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение заболеваемости, травматизма и отравлений среди сельского населении
Снижение смертности, прежде всего младенческой, материнской, в трудоспособном возрасте;
Оказание населению доврачебной медицинской помощи;
Участие в текущем санитарном надзоре за детскими дошкольными и школьными образовательными учреждениями, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных мест;
Проведение подворных обходов по эпидемиологическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и лиц с подозрениями на инфекционные заболевания;
Повышение санитарно-гигиенической культуры населения.
Таким образом, ФАП представляет собой учреждение здравоохранения в большей степени профилактической направленности. На него могут возлагаться функции аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптечных товаров.
Работу ФАПа непосредственно возглавляет заведующий. Кроме него в ФАПе работают акушерка и патронажная медицинская сестра.
Несмотря на важную роль ФАПов, ведущим медицинским учреждением на первом этапе оказания медицинской помощи жителям села служит участковая больница, которая в своем составе может иметь стационар и врачебную амбулаторию. Виды и объем медицинской помощи в участковой больнице, ее мощность, оснащение, укомплектованность медицинскими кадрами во многом зависят от профиля и мощности других медицинских учреждений, входящих в систему здравоохранения муниципального района (сельского поселения). Основная задача участковой больницы - оказание населению первичной медико-санитарной помощи.
Амбулаторно-поликлиническая помощь населению представляет важнейший раздел работы участковой больницы. Она может оказываться амбулаторией как входящей в структуру больницы, так и самостоятельной. Основная задача амбулатории - проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности, смертности среди населения, раннему выявлению заболеваний, диспансеризации больных.
Врачи амбулатории ведут прием взрослых и детей, осуществляют вызовы на дом и неотложную помощь. В приеме больных могут принимать участие и фельдшера, однако медицинская помощь в амбулатории преимущественно должна оказываться врачами. В участковой больнице проводится экспертиза временной нетрудоспособности а в случае необходимости больные направляются на МСЭ.
С целью приближения специализированной медицинской помощи жителям села врачи центральной районной больницы по определенному графику выезжают в амбулаторию для приема больных и отбора их в случае необходимости на госпитализацию в специализированные учреждения. В последнее время во многих субъектах РФ происходит процесс реорганизации участковых больниц и амбулаторий в центры общей врачебной (семейной) практики.
Организация медицинской помощи отдельным
Группам населения.
Учебно-методическое пособие для студентов
(IX семестр)
г. Пенза, 2005.
Информационный лист:
Учебно-методическое пособие “Организация медицинской помощи отдельным группам населения ” подготовлено кафедрой гигиены, общественного здоровья и здравоохранения Пензенского государственного университета (заведующий кафедрой, к.м.н. Дмитриев А.П.).
В составлении принимали участие: к.м.н. Зубриянова Н.С.
Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с “Программой по “Общественному здоровью и здравоохранению ” для студентов лечебных факультетов высших медицинских учебных заведений”, разработанной Всероссийским учебно-научно-методическим Центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России и УМЦпкп и утвержденной Руководителем департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Н.Н. Володиным в 2000 г.
Данное Учебно-методическое пособие подготовлено для студентов для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по указанной теме.
ТЕМА: Организация медицинской помощи сельскому населению. Организация медицинской помощи работникам промышленных предприятий. Охрана здоровья женщин и детей.
I. Организация медицинской помощи сельскому населению
- Основные принципы организации медицинской помощи сельскому населению.
- ФАП, участковая больница, самостоятельная врачебная амбулатория.
- Центральная районная больница.
- Областная больница.
II.Организация медицинской помощи работникам промышленных предприятий. .
- Основные проблемы промышленной медицины.
- Медико-санитарная часть (МСЧ)
- Здравпункт.
4. Цеховой врач.
III. Организация акушерско-гинекологической помощи:
- Организация работы женской консультации.
- Основные разделы работы участкового акушера-гинеколога
- Учет и отчетность в женской консультации.
- Организация стационарной акушерско-гинекологической помощи.
- Анализ деятельности стационара родильного дома.
IV.Организация лечебно-профилактической помощи детям:
- Организация работы детской поликлиники.
- Профилактическая работа детской поликлиники
- Лечебная работа детской поликлиники
- Противоэпидемическая работа детской поликлиники
- Показатели работы детской поликлиники
- Детские дошкольные учреждения. Школы, школы-интернаты, лагеря отдыха.
- Организация стационарной помощи детям.
V. Медицинская помощь женщинам и детям, проживающим в сельской местности.
Основная: Общественное здоровье и здравоохранение. Под. Ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. Учебник. с. 248-315
Дополнительная: Общественное здоровье и здравоохранение. Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина. Учебник.
Квалификационные тесты по социальной гигиене и организации здравоохранения. Под ред. О.П. Щепина и А.И. Вялкова.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
I. Организация медицинской помощи сельскому населению
Организация медицинской помощи сельскому населению, ее особенности связаны с характером работы и условиями жизни жителей сельской местности. В настоящее время число сельских жителей в России составляет 39,8 млн. человек, или 27% всего населения.
В отличие от городских жителей в сельской местности плотность населения значительно меньшая, что обусловлено большим радиусом их расселения; сезонным характером работы; профессиональными вредностями (работа с инсектицидами, животными и т. д.); не всегда хорошим состоянием дорог, в связи с чем возникают трудности в своевременности оказания медицинской помощи и др. Перечисленные моменты оказали влияние на специфику организации медицинской помощи сельским жителям, которая заключается в этапном ее проведении, наличии определенных организационных форм и методов работы, выездных бригад; создании специальных медицинских учреждений, в том числе сезонных дошкольных.
Различают следующие 3 этапа оказания врачебной помощи сельским жителям :
I этап - сельский врачебный участок; П этап - районные учреждения; III этап -- областные учреждения.
Основными учреждениями I этапа являются фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), участковая больница или самостоятельная врачебная амбулатория; II этапа - центральная районная больница; III этапа - областная больница. Кроме того, при необходимости сельские жители получают медицинскую помощь в городских учреждениях здравоохранения. НИИ. клиниках медицинских вузов.
Основные функции медицинских учреждений каждого этапа следующие, в сельском врачебном участке жителям оказывается доврачебная и первая квалифицированная врачебная помощь, проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия. На втором этапе оказывают специализированную помощь по основным ее видам. Третий этап характеризуется предоставлением сельским жителям высококвалифицированной помощи по всем видам.
Сельский врачебный участок - это первое звено в системе оказания медицинской помощи сельскому населению. В его состав, помимо сельской участковой больницы (СУБ) или самостоятельной врачебной амбулатории, входят фельдшерско-акушерские пункты, колхозные родильные дома, сезонные и постоянные ясли, фельдшерские здравпункты при промышленных предприятиях и промыслах. Сеть этих учреждений строится в зависимости от расположения и величины населенных пунктов, радиуса обслуживания, экономики района и состояния дорог. Количество сельских врачебных участков в районе в основном определяется численностью населения и расстоянием до центральной районной больницы. Средняя численность населения на врачебном участке варьирует в пределах 5--7 тыс. жителей при оптимальном радиусе участка 7-10 км (расстояние от пунктового села, в котором расположена СУБ, до самого отдаленного населенного пункта сельского врачебного участка). Однако в зависимости от природных и экономико-географических факторов, влияющих на доступность медицинской помощи, размеры врачебных участков и численность их населения могут быть различными: например на Севере радиус участка колеблется в пределах 50-100 км. Количество сельских населенных пунктов, приходящихся на врачебный участок, также различно в зависимости от характера их расселения, средней заселенности и развития дорожной сети. Все медицинские учреждения, входящие в состав врачебного участка, организационно объединены и работают по единому плану под руководством главного врача участковой больницы.
Ближайшим медицинским учреждением, в которое обращаются сельские жители за медицинской помощью, является фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). Он играет важную роль в общей системе организации медицинской помощи сельскому населению. Наличие ФАП - одна из особенностей сельского здравоохранения, обусловленная необходимостью приближения медицинской помощи к населению при большом радиусе обслуживания участковой больницы и невысокой плотности сельских жителей.
Рекомендуемый норматив числа жителей для организации ФАП - 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения не менее 5 км. Если расстояние до ближайшего медицинского учреждения превышает 7 км, то ФАП можно организовать в населенных пунктах с числом жителей 300-500.
Основными задачами фельдшерско-акушерского пункта в соответствии с приказом Минздрава СССР № 1000 (1981) являются:
Оказание доврачебной помощи;
Своевременное выполнение всех назначений врача;
Организация патронажа детей и беременных;
Систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов войн и ведущих специалистов сельского хозяйства;
Проведение мероприятий по снижению детской и материнской смертности;
Повышение санитарно-гигиенической культуры и медицинской активности населения.
Основным медицинским учреждением на сельском врачебном участке является участковая больница или самостоятельная врачебная амбулатория (поликлиника). Характер и объем медицинской помощи в участковой больнице в основном определяется ее мощностью, оснащением, наличием врачей-специалистов. Однако независимо от мощности в любой участковой больнице должна быть оказана амбулаторная, стационарная помощь терапевтическим и инфекционным больным, помощь в родах, лечебно-профилактическая помощь детям, неотложная хирургическая, травматологическая и стоматологическая помощь.
Мощность участковой больницы зависит от радиуса обслуживания, численности и плотности населения, расстояния до районной больницы, наличия промышленных предприятий, а также от особенностей местных условий.
Различают четыре категории сельских участковых больниц : I категория больниц насчитывает 75-100 коек; II - 50-75; III - 35-50 и IV - 25-30 коек. Средняя коечная мощность участковых больниц примерно 35 коек.
В больницах I категории - специализированные койки по терапии, хирургии, акушерству, педиатрии, инфекционным болезням, туберкулезу. Как правило, такие больницы оснащены клинико-диагностическим оборудованием;
При сельской участковой больнице на правах отделения должна быть передвижная амбулатория для приближения квалифицированной врачебной помощи населению, что особенно важно в условиях бездорожья, распутицы и отдаленности медицинских учреждений.
Основными функциями сельского врачебного участка являются оказание лечебно-профилактической помощи и проведение санитарно-противоэпидемической работы.
К наиболее массовому виду оказания медицинской помощи относится амбулаторная. Помощь оказывается врачами участковой больницы и фельдшерами фельдшерско-акушерских пунктов. Врачи больницы ведут амбулаторный прием взрослых и детей, оказывают помощь на дому и неотложную помощь. Врач на селе по сути является врачом общей врачебной практики (семейным врачом).
Особенности в организации амбулаторной и стационарной помощи в сельских участковых больницах выражаются в следующем:
Нет четкого ограничения времени амбулаторного приема;
Часы приема больных необходимо назначать в наиболее удобное для населения время с учетом сезонности сельскохозяйственных работ;
При отсутствии врача больного должен принимать фельдшер;
Вызовы на дом в пунктовом селе (где расположена участковая больница) принимает врач; в других населенных пунктах - фельдшер;
Один профилактический день в неделю необходим врачу для объезда участка и выполнения возложенных на него функций;
Дежурство в стационаре с правом пребывания дома и при обязательном оповещении персонала о своем местонахождении на случай необходимости оказания неотложной помощи.
Следует отметить тенденцию к сокращению маломощных сельских участковых больниц и их перепрофилированию в отделения центральных районных больниц, в учреждения социальной помощи и т. п.
Второй этап медицинской помощи сельским жителям включает районные учреждения здравоохранения, к которым относят:
Центральную районную больницу;
Номерные районные больницы;
Центр Госсанэпиднадзора сельского района;
Противотуберкулезный диспансер;
Медико-санитарную часть и др.
Как правило, районные медицинские учреждения находятся в районном центре (городе или селе). Основным звеном в системе организации медицинской помощи является центральная районная больница (ЦРБ), в которой оказывается специализированная помощь по основным ее направлениям жителям всего района, соответственно всех сельских врачебных участков. В соответствии с приказом Минздрава РФ № ПО от 09.04.98 г. на ЦРБ возложены функции органа управления здравоохранением сельского административного района. Кроме того, ЦРБ осуществляет организационно - методическое руководство медицинскими учреждениями района.
Среди основных задач ЦРБ следует назвать :
Обеспечение населения района и районного центра квалифицированной специализированной медицинской помощью;
Оперативное и организованное методическое руководство учреждениями здравоохранения в районе;
Планирование, финансирование и организация материально-технического снабжения учреждений здравоохранения района;
Разработка и осуществление мероприятий по повышению качества медицинской помогли и улучшению здоровья населения.
Существует 6 категорий ЦРБ в зависимости от числа развернутых коек (от 400 до 100 коек). Средняя коечная мощность ЦРБ , расположенных в городских поселках, примерно 270 коек, а в сельских поселках - 165 коек.
Помимо ЦРБ, расположенной в районном центре, на территории района могут быть другие районные больницы, так называемые номерные, которые могут выполнять функцию филиала ЦРБ или специализироваться по тем или другим видам медицинской помощи. Следует указать на тот факт, что на так называемом приписном участке, т. е. на участке, расположенном вокруг ЦРБ, нет необходимости в сельской участковой больнице, так как ее функции выполняет сама ЦРБ.
Главный врач ЦРБ является одновременно и главным врачом района, в функции которого входит:
Непосредственное руководство деятельностью ЦРБ, ответственность за профилактическую и лечебно-диагностическую, административно-хозяйственную и финансовую деятельность больницы;
Руководство деятельностью всех медицинских учреждений района;
Ответственность за организацию и уровень здравоохранения района.
В своей работе по руководству здравоохранением района и центральной районной больницей главный врач ЦРБ опирается на своих заместителей по организационно-методической работе (обычно он же заведует организационно-методическим кабинетом ЦРБ), по детству и родовспоможению, а также по медицинской части, в подчинении которого находится деятельность районных специалистов.
Как правило, при главном враче ЦРБ работает медицинский совет .
Медицинский совет создается ятя оперативного руководства здравоохранением. В него входят ответственные работники и специалисты: заместители главного врача, главный врач районной санэпидстанции, заведующий поликлиникой ЦРБ, заведующий центральной районной аптекой, председатель райкома профсоюзов медицинских работников, председатель райкома общества Красного Креста и Красного Полумесяца, ведущие специалисты района (терапевт, хирург, педиатр, акушер-гинеколог и др.).
Организационно-методический кабинет и врачи-специалисты ЦРБ выполняют распоряжения главного врача по организационно-методическому руководству учреждениями здраво охранения района, которое осуществляется организацией плановых выездов врачей-специалистов в сельские участковые больницы для консультаций и оказания практической помощи коллегам по вопросам лечебно-диагностической и профилактической работы; систематическим изучением работниками оргметодкабинета основных качественных показателей работы медицинских учреждений района (уровень заболеваемости, летальности, общей и детской смертности, расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов); разработкой на этой основе мероприятий по повышению качества медицинской помощи; организацией мероприятий по повышению квалификации медицинского персонала.
Для повышения квалификации врачей района на базе ЦРБ организуются и проводятся клинико-анатомические конференции, семинары, совещания, лекции и доклады, на которых врачи знакомятся с новыми методами работы лучших лечебно профилактических учреждений области, региона, повышают квалификацию средние медицинские работники ФАП.
Больничная помощь сельскому населению в ЦРБ оказывается по 10 специальностям и более (терапия, хирургия, акушерство, гинекология, педиатрия, травматология и ортопедия, урологии, оториноларингология, неврология, психиатрия, аллергология, стоматология, дерматовенерология, офтальмология, инфекционные болезни и др.).
На базе ЦРБ организуются межрайонные типизированные отделения по различным профилям (офтальмология, ортопедотравматология, оториноларингология, урология, неврология и др.), функции которых могут выполнять специализированные отделения стационара или поликлиники.
Необходимость в таких отделениях возникает в том случае, если ЦРБ окружающих районов не имеют возможности оказывать квалифицированную медицинскую помощь по данной специальности. Возложение функций межрайонного специализированного лечебно-профилактического отделения на соответствующее отделение больницы и прикрепление к нему соответствующего населения сельских районов осуществляет вышестоящий орган здравоохранения с учетом географического положения, экономических связей, состояния транспортного сообщения.
В настоящее время приоритетным направлением в развитии сельского здравоохранения являются укрепление и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи : организуются новые приписные терапевтические и педиатрические врачебные участки, развиваются различные виды передвижной медицинской помощи, в частности выездные врачебные бригады, передвижные стоматологические кабинеты и зубопротезные лаборатории. Большое внимание уделяется организации скорой и неотложной медицинской помощи, укомплектованности врачами и средним медицинским персоналом, оснащению современной диагностической и лечебной аппаратурой, обеспечению санитарным транспортом повышенной проходимости, телефонной и радиосвязью.
Третий этап оказания медицинской помощи сельским жителям включает областные учреждения здравоохранения, расположенные в областном центре. Основное учреждение на этом этапе - областная больница (республиканская, краевая), выполняющая следующие основные функции:
Обеспечение населения области высококвалифицированной специализированной консультативной поликлинической и стационарной медицинской помощью в полном объеме;
Организационно-методическая помощь лечебно-профилактическим учреждениям области;
Координация лечебно-профилактической и организационно-методической работы;
Оказание экстренной медицинской помощи средствами санитарной авиации и наземного транспорта с привлечением врачей-специалистов различных учреждений;
Руководство и контроль за статистическим учетом и отчетностью лечебно-профилактических учреждений;
Анализ и управление качеством медицинской помощи, оказываемой в самой областной больнице и во всех лечебно-профилактических учреждениях области;
Изучение и анализ заболеваемости, инвалидности, общей и детской смертности населения;
Участие в разработке мероприятий, направленных на их снижение;
Обобщение и распространение передового опыта работы лечебно-профилактических учреждений области по внедрению новых организационных форм медицинской помощи, современных методов диагностики и лечения;
Проведение мероприятий по специализации и усовершенствованию врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений области.
Таким образом, областная больница является лечебным, научно-организационным, методическим и учебным центром здравоохранения области.
Коечная мощность областной больницы зависит от численности населения области. Существует 5 категорий областных больниц в зависимости от коечной мощности (от 300 до 800 коек и более). Наиболее рентабельны областные больницы на 700-1000 коек со всеми специализированными отделениями, однако в каждой больнице, независимо от ее мощности, должны быть следующие структурные подразделения: стационар; консультативная поликлиника; лечебно-диагностические отделения; лаборатория; организационно-методический отдел с кабинетом медицинской статистики; отделение экстренной и планово-консультативной помощи.
При областной больнице должен быть пансионат для больных , поскольку они приезжают со всей области и нуждаются в месте жительства на время обследования и уточнения диагноза если не госпитализируются сразу. При областной больниц: должно быть общежитие для медицинских работников , так кик они приезжают со всей области на различные конференции, семинары, курсы и т. д.
Консультативная поликлиника должна быть укомплектован опытными высококвалифицированными врачами-специалистами, которые в состоянии обеспечить больным, направленным и.; лечебно-профилактических учреждений области, квалифицированной консультацией по установлению или уточнению диагноза, определить дальнейшее лечение и необходимость госпитализации. Работа консультативной поликлиники планируется, для чего в лечебно-профилактические учреждения области рассылают определенное количество путевок, учитывая пропускную способность поликлиники. Рациональное распределение путевок позволит восполнить недостаток специализированной медицинской помощи в районах.
Направляемые в консультативную поликлинику больные должны быть максимально обследованы на месте с выдачей им на руки результатов исследований. Нарушение этого правила способствует задержке больного в областном центре. Консультант из областной больницы выезжаем по вызову районных специалистов в тех случаях, когда состояние больного не позволяет перевезти его в областной центр
Плановые выездные консультации врачей-специалистов поликлиника организует и проводит совместно с отделением экстренной и планово-консультативной помощи. При необходимости госпитализацию в соответствующее отделение стационара областной больницы осуществляют через приемное отделение. Консультативная поликлиника на каждого больного дает медицинское заключение, в котором указаны диагноз заболевания, лечение и дальнейшие рекомендации, и отправляет его в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение.
Поликлиника систематически анализирует случаи расхождения диагнозов, ошибки, допущенные врачами при обследовании и лечении больных на местах, а также составляет конъюнктурные обзоры и информационные письма для улучшения лечебно-диагностической работы в медицинских учреждениях области.
Отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи оказывает помощь на месте по вызовам из районов и обеспечивает транспортировку больных в специализированные врачебные учреждения не только в области, но и за ее пределами, срочную доставку различных медицинских препаратов и средств, необходимых для спасения жизни больных, а также.для проведения срочных противоэпидемических мероприятий. Кроме того, отделение поддерживает постоянную связь с бригадами, направленными для оказания медицинской помощи. Для этого используют средства санитарной авиации или наземного транспорта - в зависимости от тяжести заболевания, расстояния, состояния дорог, погоды, времени года и т. д.
Для выполнения перечисленных функции отделение должно быть обеспечено санитарным транспортом, специальными наборами (хирургическими, гинекологическими, для переливания крови и др.).
Организационно-методический отдел (структурная часть) областной больницы непосредственно подчиняется главному врачу, служит базой областной администрации здравоохранения по внедрению в практику передовых организационных форм и методов работы.
Каждое отделение выполняет роль организационно-методического центра для лечебно-профилактических учреждений области. Организационно-методическую работу, являющуюся составной частью деятельности всех отделений больницы, координирует организационно-методический отдел, который, кроме того, изучает объем и характер деятельности лечебно-профилактических учреждений области, оказывает организационно-методическую и лечебно-консультативную помощь органам и учреждениям здравоохранения области; изучает показатели здоровья населения области; организует повышение квалификации кадров.
Областная больница является постоянно действующей базой повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений области. Сотрудники организационно-методического отдела принимают участие в составлении годовых и перспективных планов повышения квалификации кадров, учитывая необходимость обязательного усовершенствования врачей не реже 1 раза в 5 лет и конкретные заявки с мест.
Специализацию и усовершенствование медицинских кадров проводят в областной больнице на рабочих местах с полным отрывом от работы, на прерывистых курсах с частичным отрывом от работы, с участием специалистов областной больницы на базе городских и центральных районных больниц. Большое значение в повышении квалификации врачей имеют обшеврачебные или специализированные областные, межрайонные и районные научно-практические конференции, повестку дня которых разрабатывает организационно-методический отдел с учетом пожеланий руководителей и врачей лечебно-профилактических учреждений области. Врачи повышают квалификацию, участвуя в научно-исследовательской работе под руководством специалистов областной больницы, медицинских вузов и т. д.
Единство принципов оказания лечебно-профилактической помощи городскому и сельскому населению: 1) профилактический характер; 2) участковость; 3) массовость; 4) специализация медицинской помощи 5) общедоступность.
Особенность оказания лечебно-профилактической помощи сельскому населению :
1) этапность оказания помощи
2) передвижные виды врачебной медицинской помощи (выездные врачебные бригады).
Особенности организации сельской медицинской помощи:
1) низкая плотность населения – численность сельского населения в 2004 г. 2.803.600, 2005 г. 2.744.200, 2006 г. 2.691.500. По сравнению с 2002 г. численность сельского населения снизилась на 118 тыс. В 2005 г. родилось 90.307 чел, из них на селе 24.205 (26,8%). Рождаемость в 2005 г. 9,2 в РБ, на селе – 8,9 . Смертность на селе в 2,2 раза больше, чем в городе. Младенческая смертность в целом 6,4, на селе – 9,3 . Ожидаемая продолжительность жизни на селе 64,52 г., в городе 70,53 г.
Людность – количество людей в населенном пункте. Средняя численность сельского населения – 200 чел.
2) разбросанность населенных пунктов на большой территории – сельских населенных пунктов 24 тыс. Средняя плотность населения в РБ 48 чел на км2, в селе – 10 чел на км2. Близость – расстояние между населенными пунктами, радиус обслуживания – расстояние от населенного пункта, где есть медицинские учреждения до самого удаленого населенного пункта, жители которого прикреплены к этому учреждению для медицинского обслуживания. Эта величина управляемая и изменяется в зависимости от численности населения.
3) плохое качество дорог
4) специфика сельскохозяйственного труда: сезонность, зависимость от погоды
5) условия, образ жизни, традиции
6) низкая обеспеченность специалистами
Этапы оказания лечебно-профилактической помощи сельскому населению и основные организации:
I этап – ранее – сельский врачебный участок (СВУ), включающий комплекс медицинских учреждений:
А) сельскую участковую больницу (СУБ, оказывает как амбулаторную, так и стационарную помощь) или сельскую врачебную амбулаторию (СВА, оказывает только амбулаторную помощь)
Б) фельдшерско-акушерский пункт (ФАП)
В) здравпункты (при наличии промышленного предприятия на обслуживаемой территории).
В настоящее время СВУ нет, СВА и участковые больницы – филиалы ЦРБ, ФАП-ы – филиалы СВА.
Основная функция этапа : оказание первой доврачебной помощи, первой квалифицированной врачебной помощи с возможными элементами специализированной медицинской помощи.
ФАПы – создаются для медицинского обслуживания 400 человек и более при расстоянии 2 км и более от медицинского учреждения. При обслуживании более 400 чел. в штатах ФАПа положены: 1 должность фельдшера или акушерки или медицинской сестры и 0,5 должности санитарки. Затраты на ФАПы – 1,5-2,0% от бюджета ЗО района.
Функции ФАПа:
– оказание доврачебной медицинской помощи и своевременное выполнение назначений врача;
– проведение профилактической работы и противоэпидемической работы;
– организация патронажа беременных женщин, детей,
– проведение мероприятий по снижению младенческой и материнской смертности;
– гигиеническое обучение и воспитание населения.
Сельский врачебный участок (СВУ) – обслуживал 7-9 тысяч населения в радиусе 7-9 км.
Участковая больница – это основное учреждение на СВУ, состоит из стационара и амбулатории. В зависимости от числа коек может быть I категории – на 75-100 коек, II – 50-75 коек, III – 35-50, IV – 25-35 коек. В участковой больнице Оказываются все виды квалифицированной лечебно-профилактической помощи . Большое значение имеет медицинская помощь населению в период полевых работ. Значительная работа ведется по охране здоровья женщин и детей, внедрению современных методов профилактики, диагностики, лечения.
Все виды лечебно-профилактической помощи беременным женщинам, матерям и детям оказывает Врач участковой больницы . Если врачей несколько, то один из них отвечает за состояние здоровья детей и женщин на данном участке.
При Нерентабельной деятельности участковых больниц , они закрываются или перепрофилируются в отделения Реабилитации районных больниц , а для медицинского обслуживания населения открываются Самостоятельные сельские врачебные амбулатории (СВА), в штате которых должны быть: врач-терапевт, стоматолог, акушер-гинеколог, педиатр. Медицинскую помощь больным со стоматологическими заболеваниями в участковой больнице или в сельской врачебной амбулатории оказывает стоматолог (зубной врач).
Из штатных нормативов медицинского персонала участковых больниц:
1. Должности врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению устанавливаются из расчета на 10 000 населения:
2. Должности врачей отделений стационара устанавливаются из расчета 1 должность:
– врач-терапевт – на 25 коек;
– врач-педиатр – на 20 коек;
– хирург – на 25 коек;
– стоматолог – на 20 коек.
Коечная емкость сельской участковой больницы – 27-29 коек.
Организация работы СУБ:
– оказание лечебно-профилактической помощи населению
– внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения больных
– развитие и совершенствование организационных форм и методов медицинского обслуживания населения, повышение качества и эффективности лечебно-профилактической помощи
– организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди населения участка
– проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребенка
– изучение причин общей заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности и разработка мер по ее снижению
– организация и осуществление диспансеризации населения, прежде всего детей, подростков
– осуществление противоэпидемических мероприятий (прививки, выявление инфекционных больных, динамическое наблюдение за лицами, бывшими в контакте с ними, и др.)
– осуществление текущего санитарного надзора за состоянием производственных и коммунально-бытовых помещений, источников водоснабжения, детских учреждений, учреждений общественного питания;
– проведение лечебно-профилактических мероприятий по борьбе с туберкулезом, кожно-венерическими болезнями, злокачественными новообразованиями
– организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, в том числе рационального питания, усилению двигательной активности; борьба с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками
– широкое привлечение общественности к разработке и проведению мероприятий по охране здоровья населения
II этап – территориальное медицинское объединение (ТМО).
Руководят ТМО Главный врач ТМО (он же является главным врачом ЦРБ) и его заместители:
– заместитель по медицинскому обслуживанию населения (он же заведующий организационно-методическим кабинетом);
– заместитель по медицинской части (при числе коек 100 и более);
– заместитель по медико-социальной экспертизе и реабилитации (при числе обслуживаемого населения не менее 30000 человек);
– заместитель по родовспоможению и детству (при числе обслуживаемого населения не менее 70000 человек);
– заместитель по экономическим вопросам;
– заместитель по административно-хозяйственной части.
В состав медицинского совета входят : главный врач, его заместители, главный врач Центра гигиены и эпидемиологии, заведующий центральной районной аптекой, ведущие специалисты района, председатель райкома профсоюза медицинских работников, председатель общества Красного Креста и Красного Полумесяца.
Решение о создании ТМО принимается вышестоящим органом управления здравоохранения. В небольших городах и сельских районах ТМО объединяет как правило все лечебно-профилактические учреждения и заменяет горздравотдел и ЦРБ. В крупных городах с населением более 100 000 населения может быть несколько ТМО, одно из них – головное.
ТМО – это комплекс ЛПУ, функционально и организационно связанных между собой. В состав ТМО могут входить:
поликлиники (взрослые, детские, стоматологические);
женские консультации, диспансеры, стационары, родильные дома;
станции скорой медицинской помощи;
детские санатории и другие учреждения.
Объединение учреждений должно быть целесообразным, а не обязательным. Учреждения, которые не вошли в ТМО, действуют самостоятельно. Как правило, это центры здоровья и центры гигиены и эпидемиологии, бюро судебно-медицинской экспертизы, станции переливания крови.
Принципы формирования ТМО:
1. Определенная численность населения – оптимальный размер ТМО – 100-150 тыс. населения.
2. Организационное и финансовое разделение амбулаторных и стационарных учреждений.
3. Совпадение границ района обслуживания ТМО с административными границами района (города).
4. Рациональное объединение учреждений – объединение учреждений, оказывающих медицинскую помощь взрослому и детскому населению.
Задачи ТМО – обеспечение доступной и квалифицированной лечебно-профилактической помощи населению.
Функции ТМО:
1. Организация лечебно-профилактической помощи прикрепленному населению, а также любому гражданину, который обращается за медицинской помощью.
2. Проведение профилактических мероприятий.
3. Оказание скорой помощи больным.
4. Своевременное оказание медицинской помощи на приеме, на дому.
5. Своевременная госпитализация.
6. Диспансеризация населения.
7. Проведение медико-социальной экспертизы.
8. Проведение гигиенического обучения и воспитания.
9. Анализ деятельности ЛПУ.
Основными лечебно-профилактическими учреждениями II этапа являются центральная районная больница (ЦРБ) и другие учреждения района (см. вопрос 102).
За организацию Лечебно-профилактической помощи женщинам и детям на данном этапе несет ответственность районный педиатр и районный акушер-гинеколог. При численности населения района более 70 000 человек назначается должность заместителя главного врача по детству и родовспоможению – опытный педиатр или акушер-гинеколог.
Амбулаторная стоматологическая помощь на II этапе может оказываться в стоматологических поликлиниках и стоматологических отделениях поликлиники ЦРБ. Стационарная стоматологическая помощь в стоматологическом отделении стационара ЦРБ или на специальных койках для стоматологических больных в хирургическом отделении.
III этап – областная больница и медицинские учреждения области.
Областная больница – это крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее в полном объеме высококвалифицированную узкоспециализированную помощь жителям области. Это центр организационно-методического руководства медицинскими учреждениями, размещенными на территории области, база специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.
Структура областной больницы:
1. Стационар.
2. Консультативная поликлиника.
3. Прочие подразделения (кухня, аптека, морг).
4. Организационно-методический отдел с отделением медицинской статистики.
5. Отделение экстренной и планово-консультативной помощи и др. (см. вопрос 104).
Коечная емкость областной больницы взрослой – 1000-1100 коек, детской – 400 коек.
Консультативная поликлиника оказывает населению высококвалифицированную, узкоспециализированную медицинскую помощь, осуществляет выездные консультации, по телефону – заочные консультации, анализирует деятельность лечебно-профилактических учреждений, расхождение диагнозов направивших учреждений и поликлиники, диагнозов поликлиники и стационара, анализ ошибок. Не имеет право выдавать больничный .
Детское и женское население области получает в консультативной поликлинике все виды квалифицированной специализированной врачебной помощи. Стационарная помощь женщинам оказывается в областных родильных домах, областных диспансерах и других медицинских учреждениях области.
Амбулаторная квалифицированная специализированная стоматологическая помощь больным оказывается в областных стоматологических поликлиниках, стационарная – в стоматологических отделениях областных больниц.
Число больничных организаций на селе в 2005 г. – 274, из них участковых больниц 184, больниц сестринского ухода – 90. Число амбулаторно-поликлинических организаций 3326. Самостоятельных врачебных амбулаторий на 2005 г. – 253, амбулаторий врача общей практики на 2005 – 336. ФАП-ов в 2005 – 2524.
IV этап: республиканский уровень (РНПЦ, республиканские больницы).