Основные принципы организации бюджетного учета. Домашняя экономика. Управление личными финансами. Как вести домашний бюджет Перестаньте допускать безумный перерасход средств

Финансы семьи можно сравнить со строительством дома. Фундамент дома, это формирование семейного бюджета, стены дома, это формирование резервного фонда семьи, крыша дома, это инвестиции в доходные активы, так сказать, задел на будущее. Попытки изменить порядок строительства своих финансов, просто гарантировано ведут к неудаче. При формировании семейного бюджета статья доходов должна быть больше статьи расходов. Вы спросите: насколько? Как минимум на 10 %. Нельзя жить на все 100 %, у вас всегда должны оставаться деньги на формирование своего резервного фонда, а так же, по возможности, на инвестиции в будущее.

Любой взрослый человек знает, что денежные средства не растут на деревьях, их необходимо зарабатывать. С вопросом зарабатывания денег большинство людей справляется достаточно неплохо, но вот достатка достигают немногие. В чём причина? Семейный бюджет состоит из двух основные статей: доходы и расходы. Если вы не умеете грамотно распоряжаться своими деньгами, то независимо от того сколько вы зарабатываете, вам все равно будет не хватать денег.

Первым шагом к финансовому процветанию является ведение своего семейного бюджета. Вам необходимо точно знать, сколько вы зарабатываете и сколько и на что тратите. Для ведения семейного бюджета мною сделана небольшая программка в Excel . Она позволяет контролировать свои расходы и доходы. Таблица программы выполнена на одном печатном листе и позволяет достаточно наглядно видеть свои траты и доходы. Думаю, не стоит использовать более сложные программы, всё гениальное всегда просто.

Наиболее распространённой ошибкой при ведении семейного бюджета является отсутствие ответственного человека за те или иные траты. Деньги свалены в одну кучу и каждый берет столько, сколько считаете нужным и тратит на то, что считает нужным. Деньги тратятся хаотично, что практически гарантированно приводит к финансовым проблемам. Если вы решили объединить финансы семьи, то за каждым членом семьи должны быть закреплены те или иные статьи расходов. Для учёта финансов хорошо подходит метод конвертов. На каждую статью расходов отводится один конверт, в который ложится заранее оговоренная сумма. Деньги из конверта берёт только тот человек, который отвечает за эту статью расходов. Денег положенных в конверт должно хватать на месяц. Если вы не хотите объединять финансы семьи, то каждый может вести учёт своих финансов по отдельности. Принцип ведения семейного и личного бюджета одинаков. При таком способе ведения семейного бюджета можно использовать ту же написанную мною программу. По итогам месяца можно сводить воедино ваши личные бюджеты, чтобы определиться, сколько и на что семья тратит в целом. В любом случае семейный бюджет должен быть составлен с профицитом, то есть доходы должны превышать расходы. После формирования своего семейного бюджета, можно приступать к созданию своего резервного фонда. Размер резервного фонда должен составлять от трёх до двенадцати месячных расходных бюджетов. Когда сформируете свой резервный фонд, можно переходить к инвестициям.

Второй распространённой ошибкой при ведении семейного бюджета является принцип: «Всё беру на себя». Один из членов семьи начинает доминировать, переключая все финансовые потоки на себя. Это неправильно. Каждый взрослый человек в семье имеет право тратить деньги, да и детей необходимо приучать к грамотному расходованию денежных средств. Нужно на семейном совете решить, кто и на что будет расходовать семейные средства. Например, кто-то отвечает за коммунальные платежи, кто-то берет на себя расходы на продукты, кто-то заботится об одежде и обуви для всей семьи. Каждая семья по-своему уникальна, поэтому вы должны сами решить, как распределить свои расходы. Соответственно и доходами необходимо будет делиться. Если у вас достаточно взрослый ребёнок, его необходимо приучать к обращению с деньгами. Нужно будет выделять ему небольшие суммы, и давать обязанности, например, покупать хлеб и другие продукты. То есть ребёнок будет так же отвечать за выполнение некоторых статей вашего семейного бюджета.

Третья, достаточно распространённая ошибка, это: «Всё и сразу». Как только у человека появились деньги, он хочет воплотить все свои мечты сразу. Это неправильно. Деньги должны расходоваться планово. Для этих целей составляется семейный бюджет и личный финансовый план, в котором прописываются основные цели, и сроки их достижения. Программу для составления личного финансового плана можно скачать внизу страницы. Программа достаточно простая, просто заполняете ячейки и получаете сумму ежемесячных отчислений на достижение поставленных целей. Достаточно удобно.

Семейный бюджет является важнейшей составляющей при планировании своих расходов и доходов. Его следует выполнять, и в тоже время, в случае непредвиденных обстоятельств, средства на его выполнение берутся из резервного фонда. Если в вашей жизни произошли серьёзные перемены, нужно пересмотреть свой семейный бюджет и инвестиционные цели и внести необходимые корректировки. Не стоит выполнять план любой ценой, трезво оцените ситуацию и внесите своевременные коррективы. Жизнь нам даётся только один раз, не стоит её усложнять в погоне за лишним миллионом. Покойнику накопленные средства ненужны, поэтому в жизни нужно придерживаться принципа умеренности.

Рокин Алексей

Наиболее полное выражение бюджетное устройство находит в принципах бюджетной системы Российской Федерации.

В Бюджетном кодексе России, на основании которого осу­ществляется правовое регулирование бюджетных проблем, эти принципы сформулированы следующим образом:

1) единство бюджетной системы Российской Федерации осно­вано на единстве правовой базы и форм бюджетной докумен­тации на всех уровнях бюджетной системы. Реализация этого принципа означает единый порядок финансирования расходов всех бюджетов и ведения бухгалтерского учета их средств, единство форм бюджетной документации, принципов бюд­жетного процесса в Российской Федерации и правовой базы;

2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы Российской Федерации означает, что за органами государственной власти и органами местного са­моуправления на каждом уровне бюджетной системы России закрепляются полностью или частично определенные виды доходов и полномочия по осуществлению расходов;

3) самостоятельность бюджетов представляет собой право
различных уровней власти на самостоятельный бюджет и
бюджетный процесс. Этот принцип предусматривает так­
же право органов государственной власти и органов мест­ного самоуправления самим определять источники финан­сирования дефицитов соответствующих бюджетов. Потери, в доходах и дополнительные расходы, возникшие в ходе исполнения законов о бюджете, не могут быть компенсиро­ваны за счет бюджетов других уровней. Недопустимо изъ­ятие доходов, дополнительно полученных в ходе исполне­ния законов о бюджете, сумм превышения доходов над рас­ходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов означа­ет, что все доходы и расходы и иные обязательные поступ­ления подлежат отражению в бюджетах всех уровней в полном объеме;

5) сбалансированность бюджета – доходы бюджета долж­ны соответствовать расходам бюджетов; объем предусмот­ренных бюджетом расходов должен соответствовать сум­марному объему доходов бюджета и поступлений из источ­ников финансирования его дефицита;

6) эффективность и экономность использования бюджет­ных средств означает, что при составлении и исполнении получатели бюджетных средств должны исходить из необ­ходимости достижения заданных результатов с использо­ванием наименьшего объема денежных средств;

7) общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов пред­усматривает, что все расходы должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников фи­нансирования его дефицита. Нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов допол­нительные средства в различных формах. Они называются регулирующими. Регулирующие доходы позволяют регио­нальным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов;

8) гласность означает открытость для общества принятых за­конов о бюджетах;

9) достоверность бюджета означает, что доходы и расходы бюд­жета должны быть реалистичны и правильно рассчитаны;

10) адресность и целевой характер бюджетных средств озна­чает, что свободные средства, выделяемые в распоряжение конкретным получателям, могут использоваться только по целевому признаку.

  • § 1. Нормы финансового права
  • § 2. Финансовые правоотношения
  • § 3. Субъекты финансового права
  • Глава IV. Наука финансового права
  • § 1. Предмет науки финансового права
  • § 2. Методология науки финансового права
  • § 3. Система науки финансового права
  • § 4. Отраслевая библиография
  • § 5. Наука финансового права в прошлом и настоящем
  • Глава V. Правовое регулирование финансового контроля в российской федерации
  • § 1. Понятие финансового контроля, его принципы
  • § 2. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
  • § 3. Государственный и муниципальный контроль
  • § 4. Правовые основы аудита
  • § 5. Формы финансового контроля.
  • § 6. Финансовый мониторинг
  • Особенная часть
  • Раздел II. Бюджетное право
  • Глава VI. Бюджет и бюджетное право
  • § 1. Понятие государственного бюджета.
  • § 2. Понятие бюджетного права:
  • § 4. Бюджетные права (полномочия)
  • Глава VII. Бюджетное устройство и бюджетная система российской федерации: понятие, принципы
  • § 1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы рф
  • § 2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
  • § 3. Правовое закрепление доходов бюджета
  • § 4. Правовое закрепление расходов бюджетов
  • § 5. Бюджетное регулирование и межбюджетные трансферты
  • Глава VIII. Бюджетный процесс
  • § 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы
  • § 2. Стадия составления проекта бюджета
  • § 3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
  • § 4. Стадия исполнения бюджета
  • § 5. Стадия составления и утверждения отчета
  • § 6. Финансовый контроль и мониторинг в бюджетном процессе
  • Глава IX. Правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов
  • § 2. История формирования отечественной системы
  • § 4. Способы размещения государственных
  • § 5. Основные положения о контроле в сфере
  • § 6. Отдельные механизмы размещения заказов
  • Раздел III. Правовой режим государственных внебюджетных фондов
  • Глава X. Государственные внебюджетные фонды
  • § 1. Понятие внебюджетного фонда
  • § 2. Система государственных внебюджетных фондов
  • Глава XI. Правовое регулирование деятельности государственных внебюджетных фондов
  • § 1. Пенсионный фонд Российской Федерации
  • § 2. Федеральный и территориальные фонды
  • § 3. Фонд социального страхования Российской Федерации
  • Раздел IV. Правовое регулирование
  • § 2. Система государственных и муниципальных доходов.
  • § 3. Неналоговые доходы государства
  • Глава XIII. Основы налогового права
  • § 1. Понятие налогов и сборов. Функции налогов
  • § 2. Понятие и предмет налогового права.
  • § 3. Налоговые правоотношения.
  • § 4. Порядок исполнения налоговой обязанности.
  • § 5. Виды налогов. Основные элементы налогообложения
  • § 6. Налоговый контроль
  • § 7. Налоговая ответственность: общие положения.
  • Глава XIV. Федеральные налоги и сборы
  • § 1. Налог на добавленную стоимость
  • § 2. Акцизы
  • § 3. Налог на доходы физических лиц
  • § 4. Налог на прибыль организаций
  • § 5. Налог на добычу полезных ископаемых
  • § 6. Водный налог
  • § 7. Сборы за пользование объектами животного мира
  • § 8. Государственная пошлина
  • Глава XV. Региональные налоги
  • § 1. Налог на имущество организаций
  • § 2. Налог на игорный бизнес
  • § 3. Транспортный налог
  • Глава XVI. Местные налоги
  • § 1. Земельный налог
  • § 2. Налог на имущество физических лиц
  • Глава XVII. Специальные налоговые режимы
  • § 1. Единый сельскохозяйственный налог
  • § 2. Упрощенная система налогообложения
  • § 3. Система налогообложения в виде единого налога
  • § 4. Система налогообложения
  • Глава XVIII. Государственный долг и кредит
  • § 1. Понятие и виды государственного (муниципального) долга
  • § 2. Формы государственного (муниципального) долга
  • § 3. Классификация государственных (муниципальных) долгов
  • § 4. Государственные гарантии
  • § 5. Управление государственным (муниципальным) долгом
  • § 6. Органы управления государственным долгом
  • § 7. Государственный кредит
  • Глава XIX. Правовое регулирование страхового дела
  • § 1. Понятие страхового рынка.
  • § 2. Понятие страхового правоотношения.
  • § 3. Государственное регулирование страховой деятельности
  • § 4. Финансово-правовое регулирование
  • Раздел V. Правовое регулирование государственных расходов
  • Глава XX. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов
  • § 1. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов
  • § 2. Расходные обязательства
  • § 3. Формы бюджетных расходов
  • § 4. Понятие, виды и принципы бюджетного финансирования
  • § 5. Сметно-бюджетное финансирование
  • § 6. Понятие и виды бюджетного кредитования
  • Раздел VI. Правовые основы денежно-кредитной системы. Основы валютного законодательства
  • Глава XXI. Правовые основы денежного обращения и расчетов
  • § 1. Денежная система Российской Федерации
  • § 2. Правовое регулирование денежного обращения
  • § 3. Правила ведения кассовых операций
  • § 4. Понятие расчетов и расчетных отношений
  • § 5. Формы безналичных расчетов
  • Глава XXII. Правовое регулирование банковской деятельности в российской федерации
  • § 1. Банковская система Российской Федерации
  • Банковская система Российской Федерации
  • § 2. Правовое положение Центрального банка
  • § 3. Банковское регулирование и надзор
  • Глава XXIII. Правовое регулирование валютных операций
  • § 1. Валютные правоотношения:
  • § 2. Валютные операции
  • § 3. Правовой статус
  • Глава XXIV. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
  • § 1. Понятия инвестиций и инвестиционной деятельности
  • § 2. Инвестиционная деятельность
  • § 3. Принципы инвестиционного права
  • § 4. Инвестиционные правоотношения
  • Глава XXV. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг
  • § 1. Понятия финансового рынка, рынка ценных бумаг
  • § 2. Понятие и виды ценных бумаг, эмиссионные ценные бумаги
  • § 3. Субъектный состав участников рынка ценных бумаг
  • Глава XXVI. Финансы коммерческих и некоммерческих организаций
  • § 1. Общая характеристика
  • § 2. Правовой режим доходов и расходов организации
  • § 3. Правовой режим оборотных средств
  • § 2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации

    Принципы бюджетной системы Российской Федерации являются основными, исходными положениями, правилами деятельности для всего бюджетного устройства России как федеративного государства. Принципы - это основополагающие идеи, на которых базируется устройство всей бюджетной системы. Перечень принципов бюджетной системы определен ст. 28 БК РФ. Раскроем их основное содержание.

    Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений (ст. 29 БК РФ).

    Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление, в соответствии с законодательством Российской Федерации, доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов, бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

    Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические лица и физических лиц не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий (ст. 30 БК РФ).

    Принцип самостоятельности бюджетов означает:

    1) право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

    2) право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ;

    3) право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

    4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления, в соответствии с БК РФ, самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

    5) недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

    6) недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов, и др. (ст. 31 БК РФ).

    Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах (ст. 32 БК РФ).

    Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета (ст. 33 БК РФ).

    Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (ст. 34 БК РФ).

    Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

    1) субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    2) средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

    3) добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

    4) расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

    5) расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

    6) отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года (ст. 35 БК РФ).

    Принцип прозрачности (открытости) означает:

    1) обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

    2) обязательную открытость для общества и СМИ проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

    3) стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

    Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета (ст. 36 БК РФ).

    Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает, что определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов совершаются в соответствии с едиными принципами и требованиями, определяемыми БК РФ.

    Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.

    Следует отдельно выделить несколько новых принципов бюджетной системы.

    Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

    Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со ст. 158 БК РФ.

    Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

    Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации (ст. 38.1 БК РФ).

    Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, на единые бюджетные счета.

    Принцип достоверности бюджета означает, что должна быть обеспечена надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

    Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

    Обновлено: 18.05.2019

    Олег Лажечников

    130

    Я часто сталкиваюсь с тем, что люди не знают, куда тратят свои деньги, не знают, сколько уходит у них на еду, на посиделки в кафе с друзьями, на шмотки, на непредвиденные расходы и прочее. При этом они занимают в долг, жалуются, что денег не хватает, а так хочется поехать куда-нибудь, или купить ноутбук/велосипед… Сразу возникает вопрос, а так ли хочется? Или, что хочется сильнее, просаживать деньги на пиво по выходным, или поехать на море? Конечно, на море, но ведь я так мало трачу на развлечения, будет ответ. В реальности, человек не знает, что некоторые его статьи расходов суммарно за несколько месяцев или год составляют поездку на море.

    Я ни в коем случае не призываю экономить на том, что для вас важно. Но ведь лучше знать, и понимать, сколько в действительности это забирает у вас денег, чтобы можно было сделать осознанный выбор. Не менее важным является и знание своих настоящих желаний, настоящей мечты. Об этом я писал в статье .

    У вас появляется рычаг давления на членов вашей семьи:) Например, приходит жена к мужу и говорит, вот мы мне ничего не покупаем, не балуем меня, а ты себе аж Макбук за 50 тыс купил, ай-ай. Молча муж открывает бюджет, делает выборку за год и показывает, что кроме Макбука в течении года он себе лишь пару футболок купил, в то время как жена за весь год себе уже одежды на 100 тыс набрала, просто не за раз все, а понемногу покупала, периодически.

    Плюсы

    В общем бюджет, отличная штука для того, чтобы понять, как складываются ваши траты. Реально многие считают, что подумаешь всего на 1000 руб дороже, но по факту этих тысяч рублей за весь год (а у кого-то и за месяц) столько набегает, что можно машину купить! Игрушечную:) На самом деле не шучу, экономия семейного бюджета только так и складывается - из мелочей, это основная фишка. Сэкономленные 1000 рублей = заработанные 1000 рублей. Недавно посчитал, что мой курящий друг тратит на сигареты в год примерно стоимость хорошего ноутбука. То есть, если бы он не курил, то мог бы ноут менять раз в год.

    Только очень прошу не путать экономию с нищебродством. Стараться увеличить свой заработок - это необходимое и обязательное желание, и нисколько не противоречащее экономии. Как в бизнесе, всегда есть бухгалтер, который оптимизирует затраты. И, если идти в двух направлениях одновременно, зарабатывая, и осознанно отсеивая ненужные траты, можно гораздо быстрее придти к своей цели.

    Мне искренне непонятна та ситуация, когда запросы растут быстрее доходов. Вот какой смысл все тратить и залезать в долги/кредиты, ради чего? Не лучше ли, откладывать или вкладывать, чтобы получить финансовую независимость и свободу? Иначе можно зарабатывать миллионы, а все равно «побираться».

    Итак, плюсы по пунктам.

    • Контроль. Вы всегда четко знаете, на что вы тратите деньги. Не возникает вопросов, а куда ушло пол-зарплаты, и кто ее потратил.
    • Осознанный выбор. После пары месяцев ведения бюджета вы реально знаете, сколько составляет каждая статья расходов, и вполне может быть, вы захотите скорректировать ее (уменьшить/увеличить). Таким образом, устраняются ненужные вам траты.
    • Нет долгов. Минимизируется залезание в долги/кредиты, потому что можно заранее все рассчитать и избежать этого.
    • Проще планировать покупки. Если вы хотите купить что-то крупное или поехать куда-либо, с бюджетом это намного проще запланировать. Вы сможете узнать, в каком месяце у вас появится достаточная сумма, что очень удобно, или как нужно изменить структуру трат, чтобы эта сумма появилась.
    • Полезно для длительных путешествий. Всегда можно спланировать заранее, на сколько месяцев хватит денег.
    • Удобно для увольнения. Можно узнать, сколько есть времени и рассчитать, когда пора начинать искать работу.
    • Дисциплинирует. И в плане трат, и в плане жизни вообще.

    Я бюджет с 2008 года. Один раз попробовал и мне понравилось. Благодаря бюджету удалось спланировать уже не одно путешествие, а точнее понять возможность его осуществления в конкретный месяц при конкретных условиях. Также он мне очень помог после моего увольнения в 2010.

    Я тогда сразу рассчитал, сколько месяцев свободной жизни могу получить, в какие страны съездить и какие вещи купить. Соответственно, я знал, в какой месяц должен будет появится заработок или когда нужно выходить на работу (в случае неудачи).

    Вообще мне больше всего нравится чувство защищенности/безопасности, когда можно заранее все распланировать (на 3-6-12 месяцев) и быть спокойным.

    Минусы

    Их (для меня) гораздо меньше.

    • Отмечание трат и планирование семейного бюджета занимает время. При правильном подходе совсем немного, но занимает. Но порой это даже приятно взять, да расписать план на ближайшие полгода и внести туда полезные покупки и долгожданные поездки.
    • Есть вероятность залипнуть на экономию и перейти некоторые допустимые границы. Или иначе, стать скрягой, начав экономить на всем вообще. Стоит понимать, что границы у каждого свои, что для одного экономия, то для другого - транжирство.
    • Дополнение к предыдущему пункту. Есть вероятность залипнуть на текущей планке дохода и сосредоточится только на экономии. Или иначе, «не разрешать» иметь себе больше денег, этакий психологический барьер можно получить.

    Как вести семейный бюджет

    Как я уже выше писал, основные принципы (ну, или плюсы) - это контроль трат, осознанный выбор и устранение ненужных вам трат. И бюджет на этом и строится: вы планируете траты на нужный промежуток времени и потом придерживаетесь их. Также в процессе нужно эти траты отмечать, чтобы соотносить фактические траты с планируемыми.

    Насколько строго все это делать, решает каждый сам для себя. Я вначале очень строго все вел, чтобы понять, куда и чего уходит, а потом расслабился, начал округлять и вести все приблизительно. В итоге получился плавающий бюджет, в котором основное - отсутствие ненужных трат, соответствие расходов доходам (потребностей возможностям), а не строгое соответствие и экономия ради экономии.

    • Есть статьи доходов и статьи расходов. Количество статей там и там может быть абсолютно любым, главное, чтобы было вам удобно. Я начинал со значительной детализацией, а потом упростил все и объединил многие статьи. Если не знаете, с чего начать, то начните с любых статей, обычно за пару месяцев ведения бюджета становится все более менее ясно. Хотя я до сих пор корректирую иногда.
    • На мой взгляд статьи доходов и расходов нужно писать такие, какие вы потом будете анализировать, или по каким вам нужно отслеживать динамику. Если вам это не важно, то вообще можно сделать одну статью расходов и одну статью доходов. И вообще весь бюджет можно свести бумажному конвертику, то есть класть в него в начале месяца сумму, которую собираетесь потратить, и потом смотреть останется что-то или нет.
    • Я записываю траты каждый день, так более удобно, и это занимает всего пару минут. Но в основном за меня все делает приложение на телефоне, распознает смски и записывает их в базу. А когда нужно спланировать что-то серьезное, например, зимовку в Таиланде, вот тогда можно и полчаса посидеть.
    • Вести бюджет может, и муж, и жена, как вместе, так и кто-то один. Как договоритесь, в общем. Или точнее, кому это больше понравится. Правда, когда вместе ведут (оба траты отмечают и планируют), то проще будет обсуждать что-то, нежели, если кто-то дистанцируется от этого.
    • Стоит ли вести совместный или раздельный бюджет, не скажу. Есть разные мнения на этот счет. Я лично приемлю оба варианта. Когда в паре оба самодостаточны и зарабатывают, то, во-первых, каждый более спокоен и уверен в завтрашнем дне, а во-вторых, будет только рад раздельному бюджету.
    • Можно вести бюджет без планирования вообще. То есть просто отмечать доходы/расходы и проверять все ли там в порядке (контроль). В некоторых приложениях и онлайн сервисах планирования и нет.
    • Суть контроля трат в том, чтобы у вас был положительный остаток (резерв), то есть положительная разница между доходами и расходами. Пусть не каждый месяц, а в квартал или год. Ну, чтобы была видна тенденция, в минус живете или в плюс. Этот резерв может накапливаться или тратится на что-то полезное.
    • Обычно во всех умных книжках советуют 5-10% от дохода откладывать в финансовый буфер или же инвестировать, вне зависимости от целей. 5-10% - это, действительно, та сумма, которая практически не заметна при любых доходах. У меня нет такой строгости. Иногда залезаю в буфер (ухожу в минус), иногда откладываю и 50%.

    Программы для ведения семейного бюджета

    Как выбрать программу

    Вы можете сами составить любую удобную для вас таблицу семейного бюджета в экселе или же использовать готовые сервисы/приложения для ведения бюджета, благо их сейчас навалом ( , Дзен-мани , Monefy и тд).

    Часть сервисов имеют свой сайт-сервис и мобильное приложение, часть только приложение, часть только сайт. На мой взгляд удобнее тот вариант, когда есть возможность пользоваться, и приложением на телефоне, и онлайн-версией на сайте с ноутбука. Это была одна из причин, почему я выбрал в свое время Дребеденьги и сижу на них уже много лет.

    Так же можно и совсем по старинке - записывать на бумажке. Однако есть риск, что бумажка эта потеряется в один прекрасный момент, да и поправить что-то в электронном бюджете гораздо легче.

    Как я выбирал программу для ведения семейного бюджета? Я зашел на Google Play, скачал штук 5 андроид-приложений, которые приглянулись мне по скриншотам и описаниям, и начал их пробовать. Где-то 10 минут на каждое приложение. В результате осталось два, которые более менее мне были понятны, или другими словами, где меня устроила логика ведения бюджета. Это важно, что мой принцип ведения в голове, совпадал с замыслом автора приложения. Иначе придется очень долго вникать, а как тут чего сделать. Нет, все должно быть интуитивно понятно. Далее я попробовал пару дней поотмечать траты, чтобы понять, удобно мне или нет.

    С 2008 года по 2013 год я вел бюджет в экселе. Вы можете скачать , представляющий упрощенный шаблон моего бюджета. Или вот еще моего бюджета (более сложный файл) с учетом разных каналов дохода/расхода (карточки, электронные деньги).

    Один лист в экселе – это один месяц. Бюджет месячный и расписан на 2-3 месяца вперед, не меньше. Чтобы спланировать на полгода вперед, необходимо создать еще 6 листов с именем «месяцГод» (чтобы формула работала), и так далее.

    В каждом месяце есть два столбца – планируемые траты и фактические. Первый столбец служит для планирования, второй для текущих трат.

    В моем файле (особенно во втором) есть формулы, если вы с ними не дружите, то лучше попробуйте сделать что-то свое или воспользуйтесь готовыми сервисами. В противном случае придется разбираться. Если кратко, то во втором файле можно отмечать затраты по дням в зависимости от того, как вы их тратили: наличка, электронные деньги, карточки. И баланс потом считается точно также по всем этим местам хранения средств.

    Сервис Дребенденьги

    С 2013 года я перенес бюджет на сайт и очень доволен. Теперь я отмечаю все траты с телефона, а планирую на ноутбуке онлайн.

    Многие операции автоматизированы, например, все траты по банковской карточке сами попадают в бюджет. Таким образом, если практически не использовать наличку (а я как раз её стараюсь минимизировать), то почти ничего отмечать и не нужно. Читайте отдельный пост и их приложением для телефона, потому что тут слишком долго рассказывать.

    Так что простенькая таблица в Excel хороша только для начала, потестить так сказать. А уже после того, как приняли решение, что бюджету быть, то можно переходить в сервисы, в том числе и платные.

    P.S. А вы ведете семейный или личный бюджет?

    Лайфхак 1 - как купить хорошую страховку

    Выбрать страховку сейчас нереально сложно, поэтому в помощь всем путешественникам я составляю рейтинг. Для этого постоянно мониторю форумы, изучаю страховые договоры и сам пользуюсь страховками.

    Лайфхак 2 - как найти отель на 20% дешевле

    Спасибо, что прочитали

    4,77 из 5 (оценок: 69)

    Комментарии (130 )

      Ася

      Aleksey

      Григорий

      Валеирй

      Сашенька

      Mariia

      Светлана Билецкая

      Юрий

      Сергей

      Ринат

      Mary

      alostraelia

      Marta

      AndreyShaD

      Ева Икс

      Антон

      Дмитрий

      Марина

      Елена

      Dim Yanush

      Владимир Переседов

      nata_li

      4polinka

      Слава

      Ирина

      Марина

      Ксюша

      Вадим

      Вадим

      Abu_Zabado

      ivvva

      Tannchen

      Snail

      Loving030587

      Дмитрий

      Философ

      Наталья

      RivNN

      Эти семь простых правил помогут понять, как распределить семейный бюджет и научиться экономить так, чтобы брать меньше кредитов и использовать больше собственных накоплений для реализации крупных финансовых целей, таких как ремонт, покупка автомобиля, отпуск, обучение ребенка и покупка недвижимости.

      Как планировать семейный бюджет

      1) Для начала важно решить, какой формат ведения семейного бюджета вы выберете для своей семьи — общий или раздельный. Оба варианта имеют право на существование, все зависит от устройства вашей семьи в целом.

      2) Записывайте доходы и расходы семейного бюджета. Лучше всего делать это вместе с помощью мобильных приложений, например CoinKeeper, MoneyWiz — Personal Finance, Дребеденьги. Многие приложения можно использовать совместно, записывая расходы и доходы с каждой стороны. Главное в этом деле не лениться и выработать у себя привычку собирать чеки и каждый день подводить финансовые итоги.

      3) Определитесь с финансовыми целями. Экономия семейного бюджета не может быть эффективной, если вы не знаете, зачем вам это нужно. Ставьте себе конкретные задачи — например, накопить 200.000 рублей к июлю, чтобы поехать в отпуск в Италию. Заведите в приложении для учета расходов и доходов отдельную статью «накопления» и каждый месяц отслеживайте прогресс.


      Составляющие семейного бюджета

      4) Проанализируйте составляющие семейного бюджета . Через пару месяц после того, как вы начнете вести учет финансов в семье, вы сможете сделать анализ расходов, чтобы подкорректировать их и начать копить. Вы сразу увидите, куда уходят деньги. Например, у вас есть привычка каждое утро пить кофе и съедать пирожное в кофейне около работы. Если это стоит 350 рублей, то в месяц у вас уходит 7000 рублей. Оправданная ли это трата? Может быть, стоит завтракать дома полезной овсяной кашей с фруктами?

      5) Подумайте, как увеличить доходы. В наше время это довольно сложно, но все же. Может быть, вам пора увеличить плату за аренду квартиры, которую вы сдаете? Найти небольшую подработку или же сделать налоговый вычет за обучение, покупку жилья? Проверьте все возможные варианты.

      Как уменьшить расходы семейного бюджета

      6) Начните планирование. В конце месяца думайте о том, как распределить семейный бюджет на следующий месяц. Прикиньте обязательные траты и подумайте над тем, какие расходы можно уменьшить , чтобы отложить деньги на накопления. Например, если вы собираетесь пойти на дорогой концерт, постарайтесь уменьшить другие расходы на развлечения, чтобы соблюдать баланс. В конце года составляйте примерный план экономии семейного бюджета на следующий год, учитывая, сколько денег вы хотите откладывать каждый месяц (в идеале, это должно быть 10−20% от дохода).

      7) Не берите кредиты на мелкие покупки. Правильный семейный бюджет невозможен без грамотного самоограничения. Если вам хочется новый телефон, не покупайте его в кредит — вы переплатите почти в 2 раза. Вместо этого постарайтесь пару месяцев откладывать деньги, если такая покупка с одной зарплаты является для вас трудной. Избавляйтесь от дурных привычек, на которые уходят деньги. А вместо них постарайтесь приобрести новую, которая сделает вашу жизнь лучше — привычку ведения семейного бюджета.

    Просмотров